Среди слепых большую группу составляют дети, имеющие остаточное зрение
(от светоощущения до 0,04 на лучшем глазу с очками). За последние годы
отмечается относительное уменьшение детей с абсолютной слепотой, т.е. с
полным отсутствием зрения (равным 0) и увеличение числа детей с более
высоким зрением.Остаточное зрение – очень низкое зрение. Дети с таким зрением являются
практически слепыми. Они вынуждены обучаться по рельефной системе
Брайля. Однако имеющееся у них зрение дает им возможность лучше
ориентироваться в пространстве, облегчает восприятие окружающих
предметов и наблюдение...
ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ
Многие дети с глубокими нарушениями
зрения в первые годы обучения в школе испытывают большие трудности при
овладении основами наук, в частности, математикой. Выполнение инструкций
учителя, овладение навыками счета, решение арифметических задач,
построение геометрических фигур и чертежей и многое другое вызывает у
слепых детей гораздо большие трудности по сравнению с их зрячими
сверстниками.
Существующая практика воспитания
слепых показывает, что дети, пришедшие в школу из семьи, значительно
слабее подготовлены как в физическом, так и в умственном отношении по
сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися в специальных детских
учреждениях. Это и понятно, так как воспитание слепого ребенка в
дошкольном учреждении проходит под руководством опытных педагогов, в то
время, как большинство родителей имеют весьма отдаленное понятие об
особенностях развития их ребенка и методах его воспитания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Работа специальных дошкольных
учреждений для слепых помимо всестороннего развития этих детей
направлена на то, чтобы к семилетнему возрасту слепые дети могли начать
систематическое обучение в школе по специальным программам, содержание
которых соответствует содержанию обучению в массовые требования, которые предлагает школа
слепых к поступающим в нее детям, включают в себя как требования общие с
массовой школой, так и специальные, направленные на формирование
компенсаторных...
РОЛЬ «ГОВОРЯЩЕЙ КНИГИ» В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
В настоящее время поток информации
значительно вырос. Особенно это характерно для, так называемой, слуховой
информации. Сейчас никто не может обойтись без радио, телевидения,
театра, кино, граммофонных и магнитных записей. Подавляющее большинство
незрячих оптимально используют слуховую информацию, компенсируя тем
самым потерю зрения. Особой популярностью у них пользуется такой ее вид,
как «говорящая книга».
О ПОДГОТОВКЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ.
В настоящее время
количество детей, получивших слепоту в результате общих заболеваний и
заболеваний глаз уменьшилось. Вместе с тем наблюдается относительное
увеличение врожденных форм слепоты и слабовидения. Это определило тот
факт, что процент детей с глубокими нарушениями зрения, имеющими наряду
со слепотой и слабовидением дополнительные дефекты, увеличился. Возросло
также и количество слепых и слабовидящих -
ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ ИЗОБРАЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Обучение
слепого ребенка чтению рисунков, чертежей и схем содействует
эстетическому воспитанию, овладению научными знаниями к различным видам
трудовой деятельности.Приемы и
способы чтения изображений зависят от содержания, методов и условий
обучения, конкретно от того предмета, которому его обучают. Однако в
школе и дома слепые дети должны научиться использовать для этого
осязание, так как осязательное восприятие изображений предметов и
процессов служит источником знаний, обогащения представлений, развития
образного и логического мышления.
Система образования слепых
предусматривает дошкольное воспитание, общее и политехническое
образование в объеме программ массовой школы, трудовую,
производственную, а также профессиональную подготовку в ПТУ, техникумах,
ВУЗах, школах восстановления трудоспособности, на предприятиях общества
слепых...
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Крупнейшие педагоги-авторы, такие как
А.Макаренко, Я Корчак, В. Сухомлинский и др. показали огромное значение
оптимистического мажорного тона не только в судьбе коллектива, но и в
развитии и судьбе отдельной личности. В создании психологического
климата оптимального для формирования личности определяющим является
характер взаимоотношений взрослого и ребенка, проникнутый духом
уважения, доброжелательности и доверия. А это накладывает определенные
обязательства не только на общественное...
ФОНОСКОП И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В БЫТОВОЙ ОБСТАНОВКЕ СЛЕПЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Фоноскоп представляет собой электроакустический индикатор освещенности, с
помощью которого слепой ребенок на слух может самостоятельно получить
представление о световых признаках предметов и явлениях, которые обычно
узнаются только зрительно: отличать темные предметы от более светлых,
различать степень прозрачности растворов, определять направление на
источник света, сравнивать яркости источников света и т.д.