Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 08:48 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » В помощь специалистам

Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[ · Скачать удаленно () ] 10.03.2018, 11:49
Памятка
по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
Памятка для администрации, учителей-дефектологов и воспитателей учреждений образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития дошкольного возраста разработана специалистами Сморгонского ЦКРОИР (Беларусь)
Памятка составлена по материалам инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь.
Использованные источники:
Баль, Н.Н., Дроздова Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Н.Н., Баль, Н.В.Дроздова. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010.
Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов / В.В. Гладкая. - Минск: Зорны верасень, 2008.
Пятница, Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2005.
Основной формой организации работы учителя-дефектолога в специальных группах являются индивидуальные и подгрупповые занятия.
Особое место при организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи отводится работе по развитию
коммуникативной функции речи. Стимулятором коммуникации выступает правильно подобранный материал, который доступен детям
для произношения, актуален для общения. Важно также создание благоприятных условий, использование различных видов работ,
непосредственно направленных на коммуникацию.
Необходимо научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески реализовывать
полученные навыки в различных видах деятельности.
Важным аспектом планирования занятия является система повторений. Повторение должно быть осознанным, а не механическим.
Это достигается сменой видов упражнений, которые детям интересны и в которых есть элемент новизны. Для закрепления материала
в систему повторения подключается ситуация, которую необходимо специально создавать или использовать спонтанно возникшую.
На занятии используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода
определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями, задачами логопедического воздействия, этапом работы,
индивидуально-психологическими особенностями ребёнка.
Для отдельных категорий детей на занятии необходимо учитывать принцип дозированности объёма предлагаемого материала.
Критерием отбора и комбинирования методов и приемов обучения детей является смена видов деятельности: называние картинок,
сопряженное и отраженное проговаривание, придумывание слов на заданный звук, слушание и др. Необходимо так спланировать занятие, чтобы у детей попеременно были задействованы различные анализаторы: слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильный и т.д.
В работе традиционно реализуются два взаимосвязанных направления: коррекция речевого нарушения и предупреждение, преодоление вторичных отклонений познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Эффективность коррекционной работы обеспечивается «психологизацией» занятий, насыщением их общеразвивающим материалом.
Традиционные приемы работы по коррекции нарушений речи модифицируются учителем-дефектологом для решения задач развития
познавательных способностей ребенка.
Рекомендации по развитию познавательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях по формированию
лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, формированию произносительной стороны речи, обучению грамоте;
примерные игры и упражнения по развитию внимания, представлений, памяти, воображения, мышления детей представлены в пособии
Н.Н. Баль, Н.В. Дроздовой «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
на коррекционных занятиях» (2015).
Темы подгрупповых занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, а также некоторых
индивидуальных занятий на начальных этапах коррекционной работы, лексические («Семья», «Осень» и т.д.).
При проведении подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию произносительной стороны речи формулируются примерные темы «Гласные звуки …», «Звук с» и т.д.
При формировании лексико-грамматических средств языка и развитии связной речи, формировании произносительной стороны речи
определяются коррекционно-развивающие задачи.
Основные требования к формулировке задач:
  •  в количественном плане – не более трех-четырех; 
  • задачи должны быть направлены на формируемые у детей умения («формировать умение…», «развивать умение…»);
  •  в задаче может отражаться механизм формирования указанного умения (способ выполнения: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, по представлению, по собственному замыслу); 
  • характер используемых опор (схемы, план, сюжетные картины, пиктограммы, символы), приемы выполнения той или иной деятельности (прием утрированного произнесения звука, придумывание рассказа, составление рассказа по аналогии);
  • формулировка задач к занятию предшествует определению содержания, подбору методов и приемов обучения на занятии.
Примерными вариантами формулировок коррекционно-развивающих задач к логопедическим занятиям являются:
  • «Формировать умение задавать вопросы кто? что? (кто это? что это?) по предметной картинке»,
  • «Формировать умение образовывать глаголы приставочным способом с опорой на схему»,
  • «Формировать умение составлять рассказ-описание предмета с опорой на символический план»,
  • «Формировать умение составлять простые распространенные предложения (из 3-4 слов) с опорой на сюжетную картинку», «Формировать умение употреблять  в речи наречия, противоположные по значению «близко-далеко», «слева-справа», «высоко-низко» с опорой на картинки»,
  •  «Формировать умение образовывать множественное число существительных в форме винительного и родительного падежей (стакан – стаканы – стаканов)», 
  • «Формировать умение осуществлять движения мимической мускулатуры по словесной инструкции»,
  • «Формировать умение выполнять спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох без речевого сопровождения».
Следует помнить, что в работе достижения результатов возможно при условии систематичности, поэтапности и последовательности.
Категория: В помощь специалистам | Добавил: stepfor2008
Просмотров: 2875 | Загрузок: 738 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz