ТЕМА: Учить определять геометрические фигуры (объёмные и плоскостные) на ощупь.
ЦЕЛИ: научить детей определять объёмные и плоскостные геометрические фигуры на
ощупь, соотносить тактильный образ предмета со зрительным,
развивать мышление, внимание, память.
ОБОРУДОВАНИЕ: объёмные геометрические фигуры и плоскостные,мешочек для проведения дид. игры
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
2.Сообщение темы занятия
3.Подача нового материала:
Педагог знакомит детей с объёмными геометрическими фигурами. Вызывает детей подойти потрогать фигуры. Затем раздаёт детям плоскостные фигуры из цветного картона .Педагог предлагает детям потрогать их, обвести пальчиком контур фигур и сравнивают, чем же они отличаются от объёмных зрительно.
4.Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
5.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать.
6.Подведение итогов
-Что сегодня делали на занятии?
-С какими фигурами познакомились?
-В какую игру мы с вами играли?
Добавлено (10.03.2010, 15:05)
---------------------------------------------
этот конспект расчитан для детей 3 года обучения.для 4 года обуч. можно добавить работу в тетрадях-обвести плоскостные фигуры(заранее заготовленные)по контуру
Добавлено (10.03.2010, 15:41)
---------------------------------------------
ТЕМА: Кровать для мишки.
ЦЕЛИ: учить детей делать постройки ,соразмерные игрушкам;
различать короткие и длинные пластины, правильно называть их и использовать
по назначению,
учить выполнять постройку по готовому образцу;
развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер;
воспитывать интерес к занятию.
ОБОРУДОВАНИЕ: у каждого ребёнка по 7 кирпичиков,по 2 длинных и коротких пластины,4 кубика,мишка.
Ход занятия.
1.Организационный момент
2.Сообщение темы занятия
3.Работа с материалом.
Педагог обращает внимание детей на то,что у них на столах много строительного материала. Просит показать кирпичики и кубики. Затем показывает и называет длинную и короткую пластины. Затем, обращая внимание детей, просит их сказать, какого размера лежат на столе игрушки(одни- большие, другие- поменьше).На столе у педагога образец кроватки мишки.
-Дети,к нам в гости пришёл маленький Мишутка. Скажите, какую кроватку нужно ему построить?
-Посмотрите,как сделана кроватка.
4.Описание работы.
-Внизу лежит 2 кубика с каждой стороны. На кубики положены 2 длинные пластины .
-Из чего построены спинки кровати? (из кирпичиков)
-Сколько кирпичиков у одной спинки? (2)
-Какие пластины нужно взять, чтобы построить кровать для маленького Мишутки?
5.Физкультминутка
На листочек я смотрю,
Влево глазки я веду,
Вправо глазки я веду,
Вверх смотрю и вниз смотрю.
Сильно глазки закрываю
И тихонько открываю,
Вдаль я на листок смотрю:
- Здравствуй, осень, – говорю
6.Самостоятельная работа
-Теперь вы попробуйте сделать кровать для Мишутки. Какая ему нужна кровать? Большая или маленькая?
В процессе работы педагог следит за тем, чтобы дети правильно отбирали детали для постройки
7.Подведение итогов
По окончании работы педагог предлагает детям поиграть с постройками
Добавлено (10.03.2010, 20:57)
---------------------------------------------
Тема: Один — много. Шар. Куб
Цели. Используя предметно-практические действия, формировать умения определять один и много предметов; составлять группу из отдельных предметов. Закреплять представления детей о геометрическом теле «куб».
Оборудование. Кубики по количеству детей, грибы, елочка, коробка, грузовик.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент. Педагог показывает коробку, встряхивает ее, спрашивает у детей: «Что там может лежать?» Выслушав ответы, открывает и показывает, что внутри.
— Что это? (Пауза.) Это кубики. Много кубиков.
Педагог предлагает каждому ребенку показать, где много кубиков: «Вот много кубиков». Затем взрослый берет один: «У меня один кубик».
2. Дидактическое упражнение «Сколько кубиков?». Педагог предлагает каждому взять один кубик. Называя ребенка по имени, взрослый уточняет: «Сколько у тебя кубиков?» — «Один». «Покажи один кубик». «У Пети один, у Ани один... По одному».
3. Игра «Много». Появляется грузовик. «Сколько машин?» — «Одна». Дети под руководством педагога складывают по одному кубику на грузовик. Взрослый комментирует действия: «Аня положила один кубик. Саша положил один кубик. Сколько стало кубиков? — Много». Дети везут грузовик с кубиками:
Много кубиков везем
На машине грузовой!
Би-би-би, би-би-би —
Вы не стойте на пути!
4. Дидактическое упражнение «Чего много?».Педагог показывает коробку, в которой грибы и 1 елочка,уточняет у детей, что лежит в коробке. Затем предлагает показать, какой предмет один, каких — много. Назвать, чего много, что одно.
(второй год обучения)
Добавлено (10.03.2010, 20:59)
---------------------------------------------
Тема: Число и цифра 3
Цели. Показывать детям на конкретном материале, что число 3 — это 2 и 1. Учить пересчитывать предметы в пределах трех, соотносить количество предметов с количеством пальцев на руке. Формировать представление о независимости числа от цвета, размера предмета и расположения в пространстве.
Оборудование. Счетный материал: листья каждого цвета по нескольку штук, игрушка «ежик», муляжи фруктов: 1 груша, 2 гриба, 3 яблока, магнитофон, индивидуальные задания, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент. Беседа о поре года.
- Какое время года наступило? (Наступила осень.)
- Какие по цвету бывают осенью листья? (Красные, желтые, зеленые.)
- Что делает ветер с листьями? (Срывает с деревьев.)
- Что делают листья? (Летят, кружатся.)
2. Дидактическая игра «Ветер дует». Образование числа 3. Педагог веером имитирует дуновения ветра, предлагает детям помочь ветру — подуть. Педагог показывает два листика одного цвета:
Что принес ветер? (Листья.)
Как узнать, сколько листиков? (Нужно сосчитать.)
Дети сосчитывают: «Один, два — всего два». Опять подул ветер, принес еще 1. Педагог демонстрирует образование числа 3 (два и еще 1). Дети сосчитывают, называют, сколько стало, показывают такое же количество пальцев на руке.
3. Дидактическое упражнение «Составим букеты».У детей по два листика одинакового цвета (зеленые, желтые, красные). Педагог предлагает сосчитать каждому свои листики. Сообщает, что в букетах должно быть по 3 листика, уточняет, что нужно сделать, чтобы стало по 3 (взять еще по одному). Из предложенных листиков дети выбирают еще по одному такого же цвета, чтобы букет получился из одинаковых по цвету листиков.
4. Физминутка. Движения с букетами листьев под музыку.
5. Сюрпризный момент «Ежик». Дети складывают листья на один поднос. Педагог обращает внимание, что листьев стало много (Сколько стало?), рассказывает, что осенью листья сгребают. Затем вдруг «обнаруживается», что под листьями кто-то спрятался. Выясняется, что это ежик (Сколько ежиков? — Один. Листьев — много).
6. Дидактическая игра «Угостим ежика». Дети сосчитывают предметы в пределах 3 (/ груша, 2 гриба, 3 яблока), предлагают ежику. Затем сравнивают, прикладывая предметы друг к другу: чего больше, чего меньше. Выясняют, какое число больше (меньше).
7. Графическое задание. На индивидуальных листах дети находят и заштриховывают по 3 круга.
8. Итог.
(третий год обучения)
Добавлено (10.03.2010, 21:01)
---------------------------------------------
Тема:Шар
Цели. Учить детей практически выделять модели шара из других предметов. Формировать сенсорно-перцептивную способность — узнавать форму зрительно, на ощупь. Учить совершать игровые действия с шаром.
Оборудование. Шары одинакового цвета и размера по количеству детей, яркая коробка, ворота, яркий мешочек, в котором лежит столько же шаров, и мелкие игрушки (одинаковые, из счетных наборов) — «не шары».
Ход занятия
1. Сюрпризный момент. Педагог достает коробку, заинтересованно ее встряхивает: «Что там шумит?» Предлагает детям посмотреть: «Давайте посмотрим, что там». Открывает и показывает, что лежит в коробке.
2. Дидактическое упражнение «Возьми шар — кати шар». Педагог достает из коробки шар и произносит: «Вот шар. Это шар». Предлагает каждому взять такой же шар: «Возьми, Саша, шар. У Саши шар», «На, Петя, шар. У Пети шар». Затем взрослый катает шар между ладонями обеих рук, побуждает детей действовать так же: «Вот какой шар. Шар круглый». Педагог кладет шар на стол, легонько подталкивает и ловит его другой рукой: «Покатился. Шар катится. Вот как катится». Предлагает детям тоже катать шары, сопровождает действия детей соответствующими простыми фразами: «У Пети шар катится. У Вани шар тоже катится. Все шары катятся. Шары круглые».
3. Игра «Прокати шар в ворота». Педагог ставит ворота на середину стола: «Вот ворота»; катит шар через ворота: «Покатился. Ваня, лови шар. Оп! Словил. Ваня,кати шар. Покатил. Шар круглый. Шар катится». Таким образом, действие совершает каждый малыш.
4. По ходу занятия шары могут падать. Педагог использует эти моменты, подчеркивая свойства круглого предмета: «Упал... Круглый — покатился и упал. Надо поднять». .
5. Игра «Чудесный мешочек». Педагог предлагает достать из мешочка только шары
6.Итог
Добавлено (10.03.2010, 21:03)
---------------------------------------------
Тема: Куб
Цели. Учить детей практически выделять модели куба из других предметов. Продолжать учить малышей обследовать объект осязательно-двигательным способом. Учить распознавать куб среди других объектов, совершать игровые действия.
Оборудование. Кубы одинакового цвета и размера по количеству детей, подносы для раздаточного материала на каждого ребенка, яркая коробка, яркий мешочек, кубы и мелкие игрушки такого же цвета (одинаковые, из счетных наборов, например елочки) — «не кубы».
Ход занятия
Перед ребятами на столе стоят подносы, на которых лежат куб и елочка.
1. Сюрпризный момент. Педагог достает мешочек, потряхивает им. Затем вместе с детьми смотрит, что в мешочке.
2. Дидактическое упражнение «Найди кубик». Педагог достает из мешочка кубик, показывает его детям: «Это кубик», кладет на поднос. Затем предлагает: «Найдите такой же кубик». Взрослый сопровождает действия детей: «У Вани кубик. У Саши тоже кубик. Что у тебя, Саша? У всех детей кубики. Это кубики».
3. Дидактическое упражнение «Не катится». Педагог берет в руки кубик и предлагает детям покатить его по столу. Все убеждаются, что предмет не катится. Взрослый показывает детям, как можно обследовать кубик руками.
Вместе с детьми убеждается, что у кубика есть уголки. Каждый ребенок по просьбе надавливает пальцами на уголки своего кубика.
4. Дидактическая игра «Вот какая башня!». Педагог предлагает поиграть: «Кубики можно ставить один на другой. Кубик на кубик». Дети вместе со взрослым ставят кубик на кубик. «Получилась башня. Вот какая башня!»
5. Пальчиковая игра «День — ночь». Педагог показывает детям, как можно прятать пальцы в кулак. Сопровождает действия речью и побуждает подражать: «Ночь. Мои пальцы спят в домике. Л ваши? У Пети пальчики спят. У Вани тоже пальчики спят». (Кисти сжаты в кулаки.) «День. Мои пальцы проснулись. А ваши?» (Дети открывают кулаки
6. Игра «Волшебный мешочек». Каждый малыш на ощупь среди других предметов находит кубик, достает его.
7. Итог.
Добавлено (10.03.2010, 21:05)
---------------------------------------------
Тема: Большой — маленький. Один — много
Цели. Учить детей различать и группировать предметы по размеру. Продолжать формировать понятия один — много, упражнять в согласовании существительного с числительным. Развивать слуховое восприятие детей.
Оборудование. Счетный материал (игрушки), фланелеграф, лягушонок, абаки, молоточек, дудка.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети поочередно звенят колокольчиком, передают его друг другу, улыбаются, называют друг друга по имени.
2. Игра «Матрешки». На машине приезжают матрешки. Педагог: «К нам приехали матрешки. Сколько их? — Много». Каждый по просьбе взрослого берет по одной матрешке, определяет количество и размер: «У меня одна матрешка. Она маленькая».
3. Игровое упражнение «Чего много? Что одно?». На фланелеграфе педагог выставляет изображения предметов, дети рассказывают матрешкам, какое их количество: «Много яблок», «Одна груша».
4. Динамическое упражнение с лягушонком:
Наш зеленый лягушонок,
Он играет, как ребенок.
Любит хлопать много раз:
Хлоп-хлоп-хлоп...
А вот топнет один раз: топ!
5. Дидактическое упражнение «Покажи много и один» (абаки). Дети по просьбе педагога показывают заданное количество окошек на абаке. Отвечают на вопрос: «Сколько?», показывают столько же пальцев на руке.
6. Игра «Сколько у тебя?». Педагог раздает счетный материал. Дети определяют и называют количество, согласовывают числительное с существительным.
7. Дидактическое упражнение «Сколько раз стучит молоточек, звенит колокольчик?». Педагог производит действия за ширмой. Дети отгадывают, что это звучит, показывают столько же пальцев, сколько звуков услышали. Взрослый по окончании занятия может предложить каждому ребенку постучать (позвенеть) заданное количество раз.
8.Итог
Добавлено (13.03.2010, 20:58)
---------------------------------------------
конспект ,который я добавлю сюда скопирован с другого сайта
_______________________________________________________
Продолжительность занятия: 15–17 минут.
Проведение занятия: по подгруппам (6 человек).
Цели. Формировать понятия “один” и “много”. Закреплять умение детей различать “один” и “много” различными анализаторами. Учить различать и выполнять конкретные действия правой и левой рукой (ногой) по заданию.
Оборудование. Медведь (мягкая игрушка), корзина с шишками, жёлудями, камешками, 3 ёмкости, фланелеграф, плоскостные изображения деревьев леса (ёлки, дубы), птиц (7 штук), 2 мешочка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Мягкая игрушка (медведь) приходит в группу и приглашает детей в гости. Они идут за медведем в кабинет учителя-дефектолога, где садятся за столы, стоящие полукругом. В центре на мольберте стоит фланелеграф. На нём прикреплены деревья леса (ёлки, дубы), одна птица.
Учитель-дефектолог. К кому вы пришли в гости?
Дети. К медведю.
Учитель-дефектолог. Как его зовут? Не знаете? Давайте попросим, чтобы медведь сказал нам своё имя.
Медведь. Меня зовут Миша.
Учитель-дефектолог. Настя, как медведя зовут? Сергей, как медведя зовут? И т.д. Медведь Миша живет в лесу. Смотрите, какие красивые деревья здесь растут. Это ёлка (показывает), это дуб.
Учитель-дефектолог. Сколько деревьев в лесу у Миши?
Дети. Много.
Учитель-дефектолог. Правильно, деревьев в лесу у Миши много.
Кого ещё вы видите в лесу?
Дети. Птичку.
Учитель-дефектолог. Сколько здесь птиц?
Дети. Одна.
Учитель-дефектолог. Правильно, птичка одна. Сейчас к нашей птичке прилетят в гости другие птицы. Закройте глаза ладошками (учитель-дефектолог быстро кладёт детям на столы птиц).
“Шу-у-у”, прилетели!
Посмотрите, сколько птиц прилетело (дети рассматривают и прикрепляют птиц по просьбе учителя-дефектолога к фланелеграфу).
А теперь, сколько птиц стало в лесу?
Дети. Много птичек.
Учитель-дефектолог. Сколько было птиц сначала?
Дети. Одна птичка.
Учитель-дефектолог. Да, сначала была одна птица, а потом стало много птиц.
Ребята, медведь Миша принёс нам из леса подарки (достаёт корзину с шишками, жёлудями, камешками, дети рассматривают подарки медведя).
Медведь Миша собрал нам много шишек, много жёлудей, много камешек.
Миша принёс шишки, жёлуди, камешки в одной корзине. Давайте, разложим их в 3 коробки (дети подходят к учителю-дефектологу и раскладывают предметы по трём коробкам).
Медведь Миша приглашает вас погулять по лесу (дети встают в круг).
Физкультурная минутка.
Мишка косолапый
По лесу идет.
Дети идут по кругу, как “медведи”.
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Приседания, с касанием пола пальцев рук, имитирующие сбор шишек.
Шишка отскочила,
Прямо мишке в лоб.
Попеременное касание правой, левой рук до лба.
Мишка рассердился
И ногою топ.
Топают правой ногой несколько раз.
Дети садятся за столы.
Учитель-дефектолог. Медведь Миша предлагает вам поиграть в игру “Угадай”.
Педагог за фланелеграфом прячет в два мешочка мелкие предметы (камешки, жёлуди). Например, в одном мешочке один камешек, в другом - много. Предлагает угадать, в каком – “один”, в каком – “много”. Угадывая, ребёнок пользуется словами “много”, “один”. Можно предложить определить количество предметов тактильно, на ощупь, если затрудняются отгадать зрительно. После ответа детей взрослый раскрывает мешочек, показывая предметы, и спрашивает: “Сколько?”.
Учитель-дефектолог. Медведю Мише пора уходить. Давайте с ним попрощаемся. До свидания, медведь Миша приходи к нам ещё.