ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ ИЗОБРАЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
03.12.2010, 22:07
ОБУЧЕНИЕ СЛЕПОГО РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ ИЗОБРАЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
Обучение слепого ребенка чтению рисунков, чертежей и схем содействует эстетическому воспитанию, овладению научными знаниями к различным видам трудовой деятельности.Приемы и способы чтения изображений зависят от содержания, методов и условий обучения, конкретно от того предмета, которому его обучают. Однако в школе и дома слепые дети должны научиться использовать для этого осязание, так как осязательное восприятие изображений предметов и процессов служит источником знаний, обогащения представлений, развития образного и логического мышления.
Изучение изобразительного искусства и черчения требует формирования сложных понятий. Такими сложными понятиями являются: рисунок, чертеж, схема, эскиз и др. Графика получила широкое распространение. С развитием искусства и техники сформировался «язык» графической символики. С его помощью передается информация. Рисунки, эскизы, чертежи передают мысли одного человека другому. Овладение графической символикой, выполненной рельефным способом, позволяет слепым воспринимать рисунки, чертежи и получать информацию, которую они не могут приобрести никакими другими способами.
Поэтому важно обучать слепого ребенка графическим понятиям, соотносить их с реально существующими вещами, изображенными с их помощью, воспроизводить в представлении изображенные предметы. Его следует обучать чтению изображений, пониманию и запоминанию их, что позволит выработать определенный способ рассуждений, логику понимания рельефных рисунков. Чтение представляет собой умение составить представление о предмете или явлении по рисунку.
Известно, что опознание изображений предусматривает выделение у них признаков и отнесение их к тому или иному классу. Вычленение признаков у предметов или рисунков зависит от обучения. Обученный человек видит больше признаков, чем необученный. Он опирается на знания, систему понятий, опыт.
Различие в обилие образов восприятия позволяет формировать и постепенно совершенствовать представления и воображение. Поэтому очень важно организовать восприятие слепого, от этого зависит процесс совершенствования и обогащения представлений и воображения.
Основным органом восприятия рельефных изображений слепыми является осязание. Поэтому необходимо знать пути и средства его развития, условия организации эффективного восприятия изображений.
Большую роль в осязательном восприятии играет способность пальцев рук к разнообразным движениям. Анализ движений, осуществляемых пальцами рук при чтении рельефных изображений, показывает, что имеется несколько видов движений. Первые из них направлены на ориентировку в зоне рабочего места и нахождения изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуются относительно большой скоростью. Они, как правило, непрерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по рабочему месту и полю рисунка. Тактильная информация, получаемая в это время, минимальная и отрывочная. Она состоит из данных, характеризующих рабочее место и нахождение листа бумаги с изображением. Заканчиваются эти движения установлением контакта рук с изображением. Другие движения сканируют изображение, вычленяя его форму, размер, пропорциональные отношения, т.е. те исходные данные, на основе которых формируется представление о рисунке.
Движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отыскиванием собственно изображения, можно определить как поисковые, а движения, связанные с его опознанием, как прослеживающие.
Поисковые движения слепой ребенок обычно осуществляет успешно. Объясняется это тем, что ему часто приходится отыскивать предметы на столе. Что касается прослеживающих движений, то они зависят от знания правил чтения изображений, уровня представлений о форме, размерах изображения и др.
Значительные различия в движениях наблюдаются при восприятии изображений разной сложности. Простейшие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность) опознаются довольно быстро и движения пальцев рук относительно простые.
Значительно больше затрачивается времени на чтение сложных изображений. Это связано как с уровнем знаний правил чтения изображений, так и с трудностями формирования представлений. Чем сложнее объект, тем труднее сформировать о нем представление, и наоборот.
Количественная и качественная характеристики микродвижений пальцев рук при чтении изображений изменяются не только от сложности, но и от величины рисунков. Фигуры размером с тактильную часть пальца опознаются довольно быстро. фигуры больших размеров, превышающие в несколько раз размеры тактильной части пальцев, опознаются с несколько большими трудностями, поскольку требуется сложное перемещение пальцев по контуру изображения.
На основании исследований была выявлена зависимость процесса опознания от размера фигур. С увеличением размера фигур усложняется характер движений пальцев, что ведет к увеличению времени на их опознание.
Приемы обучения слепого ребенка осязательному чтению изображений должны сочетаться с особенностями его познавательной деятельности, уровнем развития, степенью поражения зрительных функций. Процесс обучения чтению изображений должен начинаться с ознакомления с приемами ориентировки на поле листа бумаги, формирования понятий о типах линий, их пространственном расположении. Затем ребенок должен быть ознакомлен с изображением плоских предметов, в которых отсутствуют перспективные сокращения и заслонения одного элемента другим. Обычно изображения плоских предметов сходны по форме с предметом и могут быть легко получены путем рельефной обводки. К ним относятся такие предметы как рамки, конверты, расчески, листья растений и др.
Для понимания рельефного изображения перечисленных объектов требуется умение мысленно совмещать рисунок с предметом. Для развития этого умения необходимо сопоставить рисунок с натуральными объектами (предметами, муляжами). Это можно осуществить на специальных занятиях, предусматривающих нахождение по рисунку предмета и предметов по рисунку.
Другими методическими приемами являются – пластическое моделирование и конструирование. Они способствуют развитию интереса к наблюдению предметов и анализу их формы.
Пластическое моделирование может выполнятся путем оконтуривания предмета и рисунка пластилиновыми «колбасками» и гибкой проволокой, изготовления по рисунку предметов из мягких материалов.
Конструирование может осуществляться по готовым образцам, словесному описанию и рельефным рисункам. Для этих целей следует применить бумагу, строительный и природоведческий материал.
При выполнении этих заданий важно обращать внимание на формирование правильных приемов восприятия изображений. Слепой ребенок обычно не умеет самостоятельно управлять своим восприятием и анализировать изображения. Так, при рассматривании изображений он перескакивает от одной части к другой, пропускать важные, существенные его элементы. Чаще всего он будет выделять форму, наиболее доступную для восприятия. Иначе говоря, внешнее вычленяется лучше, чем содержательная сторона изображенного предмета.
После овладения процессом чтения простейших изображений плоских предметов следует переходить к изучению изображений объемных предметов. Для чтения изображения объемных предметов дети должны иметь довольно высокий уровень представлений и способностей пространственного воображения. Отсутствие достаточно развитой способности воображать пространственные формы может осложнить овладение процессами чтения изображений.
Для формирования представлений и овладения умениями осуществлять в уме пространственные преобразования необходимо подбирать изображения с разной степенью трудности анализа и перевода плоскостного изображения в объемную форму. Условно их можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся изображения предметов, которые приближаются к форме геометрических тел. Это изображения овощей, фруктов, ягод. По своей форме они приближаются к шару или овалу, что позволяет ребенку легко осуществить мысленное преобразование плоскостного изображения в объемную форму.
Для классификации и определения вида объекта требуется знать признаки, характеризующие его. Когда ребенок знаком с натурой, умеет мысленно оконтуривать предметы и вычленять признаки, тогда он успешно опознает их на рисунке. Так, например, относительно легко опознаются по форме, размерам, вспомогательным опознавательным признакам (черенкам, листьям, фактуре) овощи, фрукты, ягоды. Обычно груша опознается по форме и черенку, морковь – по форме корня и стебля.
Для того, чтобы по изображению было сформировано адекватное представление о предмете, необходимо отражать в полной мере качественные и количественные признаки, характеризующие предмет. В целом ряде изображений требуется тщательность в передаче формы предметов, поскольку в информационном отношении она является доминирующим признаком в формировании представления. К ним относятся изображения яблока, груши, моркови и др. В некоторых изображениях требуется подчеркивать вспомогательные элементы предметов, позволяющие облегчить процесс их опознавания (листья, черенки, стебли). При этом важно сохранить в изображении привычное сочетание элементов предмета. Ребенок лучше опознает виноград, если он изображен гроздью, а вишни – по две или три вместе.
Во вторую группу входят изображения, имеющие сочетания геометрических тел.Это изображения всех видов транспорта, промышленной и военной техники, предметов быта. Понимание этих изображений предполагает знание конструктивных особенностей, принципа действия и способов графического выполнения предметов. Они представляют определенные сложности в анализе и пространственном преобразовании двухмерного изображения в объемную натуру.
Наиболее успешно опознаются транспортные машины, объекты военной техники. С большими трудностями читаются изображения промышленной и бытовой техники. Объясняется это тем, что о машинах, самолетах, ракетах у детей более богатые представления, чем о производственной и бытовой технике. Обычно эти представления формируются у них в результате общения с игрушками.
Опознаются они по следующим признакам – машины по кабине, кузову и колесам; самолет по фюзеляжу и крыльям; ракеты по корпусу; пушки по стволу, щиту и колесам; танки по башне, орудийному стволу и гусеницам. Эти объекты имеют специфическую форму, включающую в себя важные по содержанию и значимости для опознания элементы. Те элементы, которые не несут ценной информации, обычно детальному обследованию детьми не подвергаются.
При чтении этих объектов сначала ребенок должен обследовать их контур, что позволяет ему получить обобщенное представление, а затем вычленить элементы, конкретизирующие его. Так, например, при чтении изображения парохода необходимо обследовать его контур, затем вычленить корпус, палубные надстройки, трубы, мачты.
В третью группу входят изображения животных и человека. Их изображения представляют большие сложности для восприятия, анализа и формирования адекватных представлений, поскольку требуется знать и понимать динамические изменения в форме, размерах, взаимоотношениях частей тела у животных и человека. Поэтому важно сформировать у слепого ребенка не только статические, но и динамические представления. Это достигается путем ознакомления его с живыми существами и их муляжами. При этом показываются взаимоотношения частей тела (головы, туловища, ног) в зависимости от положения животных и человека в пространстве.
При чтении изображения птиц необходимо, чтобы у ребенка сложились опорные представления о строении птиц. Этого можно достигнуть только при ознакомлении с живыми птицами. Обучение чтению рисунков следует начинать с изображения любой птицы, лучше с той, которую можно непосредственно обследовать. Для лучшего уяснения формы плоскостного изображения птицы хорошо применить полуобъемные модели, барельефы и горельефы птиц. Путем их обводки можно получить на плоскости контур птиц. В дополнение к основному изображению мелкие части птицы (клюв, перья, ноги) рисуются отдельно, крупным планом, что позволяет показать особенности их строения. Оперение птиц рассматривается на живом объекте или чучеле. Строение крыла и отдельно пера показывается на рисунке.
От чтения статических изображений птиц надо переходить к чтению динамических изображений птиц (клюющих, ныряющих, бегущих). Чтение этих изображений требует сознательного анализа нахождения отдельных частей тела птиц. Поверхностное знание строения птиц приводит к неправильным суждениям. Так, например, раздвоенный хвост птиц часто принимается за хвост рыбы.
Особое внимание необходимо уделить чтению изображений летящей птицы. Наиболее легко читаемым является изображение птицы в положении – вид сверху. Вид летящей птицы – сбоку с небольшим поворотом, когда видно два поднятых вверху крыла, требует от ребенка более тщательного анализа изображения. Более сложные изображения воспринимаются им с трудом, поэтому сложных ракурсов в изображении птиц следует избегать.
При чтении изображений зверей также надо стремиться к формированию у него опорного представления на каком либо животном (кошке, собаке, морской свинке, хомяке и др.). Он должен рассмотреть туловище, лапы, уши, хвост, шерсть. Эти части являются важными опознавательными признаками.
Для лучшего чтения изображений зверей следует применить следующий прием. Взять чучело (модель) и соответствующий ему рисунок, и затем задавать вопросы:
- найди и покажи голову на модели и на рисунке;
- найди и покажи ноги на модели и на рисунке; - покажи, где спина, хвост, рога и т.д.
Имея опорные представления о животном, ребенок сможет получить любые конкретные представления об отдельных видах животных.
Все рисунки должны снабжаться масштабами, указывающими натуральные размеры животных. Некоторые рисунки животных для лучшего уяснения формы, рогов, копыт, головы должны выполняться в анфас.
Чтение изображений насекомых предполагает ознакомление учащихся с формой и расположением у них крыльев. При этом на моделях и рисунках показываются насекомые со сложенными и разложенными крыльями. В результате слепой ребенок должен изучить характерные особенности строения, форму и расположение крыльев у насекомых. У бабочки два верхних крыла всегда больше двух нижних, у стрекоз длинные узкие крылья, у мух два крыла и т.д.
Пресмыкающиеся и рыбы имеют свои характерные особенности в строении тела. При изучении их на макетах ребенок легко опознает и на рисунке. Иногда бывают затруднения в опознавании изображений, сходных по форме (крокодил и ящерица). В этих случаях надо указывать размеры животных. Нельзя требовать названия той или иной рыбы, достаточно, если он сможет обобщенно описать рыбу – найти голову, хвост, плавники.
При чтении изображения человека, обобщенный образ или опорное представление формируется в результате обводки куклы, ее трафаретного изображения. Наибольшую эффективность имеет сравнение рисунка человека с собственной фигурой. Слепые легко узнают человека, изображенного в анфас. Значительно труднее он узнается в профиль, когда видна на рисунке одна рука и одна нога.
Изучение изображений животных и человека включает в себя знание загораживания и перекрытия одного элемента другим, передачи перспективы расположения объектов на первом и втором планах. Эти правила показываются на динамических макетах, иллюстрирующих частичное перекрытие одной ноги другой, одного животного другим и т.д.
Несколько иначе читаются сюжетные изображения. Помимо восприятия формы здесь важную роль играет содержание, раскрывающее причинно-следственные связи. Процесс чтения картины обычно предусматривает изучение композиции картины, опознание объектов, установление их взаиморасположения. Эффективность чтения ситуативной картины зависит от знания ее содержания. Оно руководит осмысленным процессом восприятия, что позволяет перейти от предметно-пространственного восприятия к установлению причинно-следственных связей и отношений.
При обучении ребенка чтению сложных сюжетных изображений следует практиковать рассмотрение их по планам. Сначала предъявляются выполненные рельефным способом ближний план картины, затем средний и дальний. После этого предъявляется вся картина. Знакомство со сложными сюжетными картинами требует ознакомления с перспективными сокращениями предмета, перекрытиями и заслонениями одного предмета другим. Это делается на специальных макетах, иллюстрирующих заслонения и перекрытия. Например, на макетах можно показать скворца на скворечнике, перед скворечником, за скворечником; елку на горе, за горой, перед горой и т.д.