Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 19:57 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

ФОНОСКОП И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В БЫТОВОЙ ОБСТАНОВКЕ СЛЕПЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
03.12.2010, 21:20


ФОНОСКОП И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
 В БЫТОВОЙ ОБСТАНОВКЕ СЛЕПЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ


Фоноскоп представляет собой электроакустический индикатор освещенности, с помощью которого слепой ребенок на слух может самостоятельно получить представление о световых признаках предметов и явлениях, которые обычно узнаются только зрительно: отличать темные предметы от более светлых, различать степень прозрачности растворов, определять направление на источник света, сравнивать яркости источников света и т.д.

В школьных условиях фоноскоп широко используется на уроках физики, астрономии, географии, природоведения, труда и др. предметов.

Таким образом «домашняя» практика работы с фоноскопом благоприятно скажется на усвоении школьных знаний и умений, а это в свою очередь поможет слепым детям более осознанно и уверенно, более разносторонне применять фоноскоп в бытовых условиях, закрепляя, расширяя и углубляя притом и школьный учебный материал.
Все это на наш взгляд оправдывает рекомендации к применению фоноскопа в бытовых условиях.

Мы полагаем, что важнейшей предпосылкой разумного применения фоноскопа в бытовых условиях слепыми детьми является соответствующая помощь им в этом полезном деле со стороны взрослых. Это могут быть родители ученика, его старшие братья, наконец, сверстники – ученики массовой школы.

Помощь особенно нужна самым маленьким детям, ученикам подготовительных – 2 классов.

В инструкции по устройству, работе, использованию фоноскопа, разумеется, даны полезные советы по его применению. Однако мы сочли необходимым сообщить ряд рекомендаций по применению фоноскопа, более всего в бытовой обстановке, основанных на имеющемся у нас определенном опыте работы в этом отношении, на тех соображениях, которые высказывали нам родители учащихся, пробовавшие помогать своим детям применять фоноскоп в домашних условиях.

Как известно, конструктивно фоноскоп представляет собой прибор цилиндрической формы (типа круглого карманного фонарика) на одном из концов которого установлен (с соответствующей оптической системой-объективом) фоторезистор. В другом конце корпуса прибора установлен миниатюрный громкоговоритель, а сбоку корпуса малогабаритный выключатель батареи питания смонтированной внутри прибора. При нажатии кнопки выключателя батарея включается, а при отпускании пальца с кнопки батарея выключается. При включенной батарее слепому слышен звуковой сигнал, тон которого тем выше, чем больше освещенность фоторезистора прибора, и наоборот, тем ниже, чем меньше освещенность фоторезистора прибора. Благодаря применению оптической системы фоноскоп имеет направленное действие с тем, чтобы на фоторезистор прибора не попадал посторонний свет, а можно было четко различать направление света приходящего от изучаемого предмета, от определенного источника света, к примеру, от лампочки и т.п.

«Вооруженный» этими сведениями, а также ознакомленный с инструкцией прилагаемой к прибору, отец ученика или другой взрослый человек желающий помочь слепому школьнику в овладении фоноскопом, научить его пользоваться этим полезным прибором в бытовых условиях, может приступить к делу.

Прежде всего, уместно путем беседы с применением фоноскопа выяснить, насколько ребенок знаком по школе с прибором, с его действием, умеет ли применять фоноскоп. При необходимости следует, используя и инструкцию и далее изложенные рекомендации, пополнить сведения, имеющиеся у ребенка и соответствующие практические умения.

Приступая к обучению слепого ребенка пользованию фоноскопом домашний «инструктор» прежде всего, обязан сам практически проделать все то, чему хочет научить своего подопечного.

Занятия со слепым ребенком начинаются с того, что его практически знакомят с прибором, с его органами управления, с теми частями, которые непосредственно необходимо использовать, применяя фоноскоп. На первых порах освоение правил пользования, выявление особенностей работы и применения фоноскопа рекомендуем проводить вместе со слепым ребенком, буквально рука об руку, т.е. держа один и тот же прибор вместе с ребенком, осторожно, ненавязчиво, не сковывая инициативу ребенка. Вместе с тем, направлять его действия, корректировать его ошибки, постепенно ставя перед ним новые, хотя и трудные, но посильные задания. Таким образом, удается поддержать и значительно развить имеющийся у детей интерес к таким приборам, к их применению, помочь проявить свою творческую инициативу, сочетая это с необходимым инструктажем.

Дело в том, что самостоятельному пользованию фоноскопом обязательно должно предшествовать ознакомление с устройством и работой прибора, правилами пользования, методами различения направления приходящего света и зависимостью высоты звукового сигнала от световых признаков обследуемых предметов, явлений.
Прежде всего, практически осваивается то, что, чем больше освещенность фоторезистора прибора, тем большей высоты звуковой сигнал его. Для этого можно использовать ряд приемов. К примеру, предложить ребенку сравнить тон сигнала при направлении прибора на окно в комнате и на стену. Аналогичное задание, но сравнивая тона при закрытом рукой или открытом для доступа света фоторезисторе прибора и т.д.

Далее полезно научить ощущать направленность действия прибора. С этой целью можно предложить найти направление на зажженную электролампочку, причем рекомендуется провести этот опыт «разыскивания» лампочки в люстре и настольной лампы. Познавательно ценно и весьма заинтересовывает детей нахождения направления на Солнце и др. аналогичные опыты. Во всех этих и аналогичных опытах важно усвоить, что направление взято верно тогда, когда высота звукового сигнала максимальная.

К основным опытам относятся и те, при проведении которых показывается «способность» фоноскопа различать предметы по светлоте, узнавать, какой из предметов более темный, а какой более светлый. Для этого можно в частности взять лист белой бумаги. Положив лист на стол, ребенок направляет на него прибор и, водя, издали слышит примерно одинаковый по тону звуковой сигнал. Затем лист перегибается пополам и одна половина ребенком затушевывается черным карандашом. Повторное обследование обоих половин листа четко показывает, что звуковой сигнал от затушеванной половины значительно ниже по тону, чем сигнал от белой.

Еще один основной опыт – это показ возможности движения в определенном направлении при помощи фоноскопа, ориентируясь на его звуковые сигналы. Один из простых способов проведения такого опыта – это движение на достаточно яркий источник света. В помещении это настольная лампа, вне помещения – лампа фонаря во дворе дома (вечером), а в дневное время – лист белого картона или металлическая пластинка (в солнечный день).

Во время проведения подобных опытов ребенку предлагается определить направление на ориентир с помощью фоноскопа, а затем двигаться, не спеша, в этом направлении.

Для повышения доказательности этих опытов можно прочертить или проложить линию кратчайшего расстояния от начальной точки перемещения ребенка и до конечного пункта.

Эффективность этих опытов можно оценить по затрате времени на их проведение и по величине отклонений (в какую сторону) допущенных ребенком. Эти опыты вызывают живой интерес у детей, и они быстро достигают сравнительно хороших результатов.

На основе рекомендованных выше опытов у детей вырабатываются достаточно полные сведения о возможностях применения фоноскопа в быту и они самостоятельно (но конечно в первое время под известным контролем взрослых) могут успешно решать следующие (и аналогичные) практические, а также учебные задачи: прослеживать за изменением освещенности в помещениях, выяснять время дня (утро, день, вечер), различать солнечную и пасмурную погоду, прослеживать ее в течение дня, ориентироваться внутри незнакомого помещения и во дворе, различать белые и отпечатанные на машинке или написанные от руки листы бумаги, производить счет предметов, определять, какая жидкость налита в стакан – более или менее прозрачная (допустим, различать молоко и воду), определять зажжена ли лампочка в люстре, торшере и т.п., находить более светлый предмет (к примеру, белую рубашку или майку среди более темных) да и многие другие, которые с успехом находят и дети, и их родители.

Опыт работы показал, что дети, которые с помощью взрослых осваивают бытовые применения фоноскопа, гораздо более эффективно, инициативно используют его и в учебной деятельности.

Разумеется, уровень ознакомления с фоноскопом, возможности его применения в быту зависят от того, в каком классе учится ребенок и насколько широко этот прибор используется в школьном учебном процессе.

Значительные возможности имеются и для применения фоноскопа в игровом плане. Это в частности использование при игре в прятки, имитации голосов зверей и птиц, игры, основанные на использовании эффекта изменения звукового сигнала при пересечении ребенком «световой линии» между лампочкой и фоноскопом и др. Все это очень интересует слепых детей.

Приведенные здесь рекомендации являются результатом обобщения личного опыта автора по разработке и применению фоноскопа в учебной и внешкольной деятельности, в быту слепых детей.

Был также использован передовой опыт ряда школ слепых и материалы исследований, проведенные Р.С. Муратовым, В.А. Лониной. Родители сами могут внести много нового, полезного в применении фоноскопов.

В заключении хочется отметить, что исходя из нашего опыта работы вполне доступным оказывается изготовление в домашних условиях (особенно в наше время широчайшего развития радиолюбительства, технического моделирования и конструирования) простейших несложных фоноскопов в семье родителями, старшими братьями слепого ребенка с привлечением сверстников – учеников массовой школы, и конечно с возможно большим участием самого незрячего ребенка. Это, равно как и применение построенных приборов имеет весьма большое воспитательное и практическое значение в плане решения задач развития творческих способностей, наклонностей, привития полезных умений слепым детям.


И.Б. Песин








Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 4872 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz