Существующая практика воспитания слепых показывает, что дети, пришедшие в школу из семьи, значительно слабее подготовлены как в физическом, так и в умственном отношении по сравнению со своими сверстниками, воспитывающимися в специальных детских учреждениях. Это и понятно, так как воспитание слепого ребенка в дошкольном учреждении проходит под руководством опытных педагогов, в то время, как большинство родителей имеют весьма отдаленное понятие об особенностях развития их ребенка и методах его воспитания.
В предлагаемой статье ставиться задача раскрыть некоторые вопросы развития подвижности слепого ребенка в семье.
Важность этого заключается в том, что движения, являющиеся основой подвижности и проявляющиеся во всех видах мышечной деятельности, оказывают благоприятное воздействие на весь организм ребенка, на все его системы. В работе «Материнская школа» известный чешский педагог Я.Коменский указывает: «Чем больше деятелен ребенок, чем больше он бегает, работает, играет – тем лучше он спит после этого, тем лучше он растет, тем свежее и бодрее он будет телом и духом».
Мышечная деятельность благотворно влияет на нервную систему, которая, как известно, имеет ведущее значение во всех реакциях организма на проявления внешней среды. Достаточная подвижность способствует улучшению основных свойств нервной системы – подвижности, уравновешенности, силы, а это обеспечивает хорошую приспособляемость ребенка к окружающему миру.
Безусловно полезное влияние оказывает мышечная деятельность на физическое развитие детей. Движения их становятся уверенными, точными, формируются жизненно необходимые умения, ребенок становится более сильным и выносливым. Велика роль движений для укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой системы, для функционирования других жизненно важных внутренних органов.
Нельзя не отметить также значения мышечной деятельности для предупреждения различных нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности, наиболее часто встречающихся у слепых детей деформаций позвоночника и грудной клетки (сколиоз, кифоз).
Известно, что ребенок, лишенный зрения, чрезвычайно ограничен в движениях, что сказывается на его здоровье и физическом развитии. Малая подвижность также значительно ограничивает его возможности в познании окружающего мира. И.Сеченов писал: «… корни мысли у ребенка лежат в чувствовании. Это вытекает уже из того, что все умственные интересы раннего детства сосредоточены исключительно на предметах внешнего мира, а последние познаются первично, только чувствованием».
Если видящие дети при познании окружающих предметов в первую очередь используют зрение, то у слепого ребенка главенствующее значение отводится осязанию, которое предполагает конкретное обследование. А для этого необходимо приблизиться к предмету обследования. Поэтому, чем выше двигательные возможности слепого ребенка, тем больше у него возможностей в познании окружающего мира, в развитии мышления.
Таким образом возникает трудная проблема – обеспечить слепому ребенку достаточный для его нормального физического и умственного развития двигательный ритм. Но каким образом это сделать?
Важнейшая роль для развития подвижности слепого ребенка в семье принадлежит физическим упражнениям, выполнение которых предполагает активную двигательную деятельность ребенка. Родителям следует иметь ввиду, что физические упражнения обеспечат необходимый двигательный ритм только в том случае, если будут соблюдены условия, исходящие из дефекта, а также возраста и индивидуальных возможностей слепого ребенка.
Ясно, что причиной недостаточной подвижности слепого ребенка является боязнь столкнуться с окружающими его предметами. Решающее значение в преодолении этого страха приобретает умение ориентироваться в пространстве, т.е. отчетливо представлять месторасположение окружающих предметов по отношению к себе и свободно передвигаться среди них. Очень важно при ориентированном передвижении знать собственное местонахождение и уметь определять точное направление движения. Если для зрячего это не составляет труда, то для слепого – серьезная мыслительная задача. При этом он использует все сохранившиеся у него виды чувствительности (слух, осязание, обоняние и др.), которые могут компенсировать потерю зрения при передвижении.
Известно, что подвижность и ориентирование у слепого ребенка связаны между собой. С одной стороны подвижность ребенка зависит от умения ориентироваться, с другой, только достаточно много передвигаясь, он может совершенствовать ориентировочные навыки.
Наиболее существенное значение для развития подвижности слепых детей имеет ориентировка, основанная на функционировании слухового анализатора. Поэтому именно совершенствование умений ориентировки при выполнении движений на звук является необходимым условием для увеличения подвижности слепых детей.
В качестве источника звука при организации занятий физическими упражнениями в семье можно использовать различного рода звонки, но в настоящее время нашей промышленностью начали выпускаться переносные звуковые маячки-сигнализаторы, которые значительно более практичны при эксплуатации. Сигнализатор представляет собой генератор звуковых сигналов. Небольшие габариты (112 Х 27 Х 56) и вес (180г) прибора делают его весьма удобным при выполнении различных двигательных действий.
С тем, чтобы прибор не держать постоянно в руках, что создает в некоторых условиях определенные неудобства, к нему следует приделать крючок, за который он может подвешиваться, и две петли, в которые при необходимости вдевается поясной ремешок.
Прибор может с успехом применяться при проведении многих физических упражнений, доступных слепым детям дошкольного возраста (3 -7 лет). Наиболее обширна сфера применения звукового анализатора для развития подвижности слепых детей, достигших возраста 5 – 6 лет, которым доступны движения со спортивной направленностью.
В качестве примера рассмотрим наиболее типичные двигательные действия и способы их выполнения с применением звукового сигнализатора. К таким действиям относятся ходьба, бег, метание, а также некоторые другие, при выполнении которых наиболее отчетливо проявляется возможность развивать двигательную активность слепых детей в условиях семьи.
Наиболее распространенными являются локомоторные виды передвижения: ходьба и бег. Они являются важными навыками и наиболее естественной формой передвижения человека, осуществление которых в значительной степени сопряжено с умением ориентироваться. Чем лучше ориентируется слепой ребенок, тем свободней, координированней у него движения. Выполнение передвижений шагом и бегом на звуковой ориентир способствует правильному выполнению движений и формированию навыков ориентирования на звуковой сигнал.
Родителям следует систематически предоставлять ребенку возможность осуществлять передвижение на звуковой ориентир. Звуковой сигнализатор может выполнять роль неподвижного ориентира – в этом случае прибор находиться в руках у взрослого, отошедшего на некоторое расстояние от ребенка. Слепой ребенок может передвигаться на ориентир как по прямой линии, так и по сложной траектории с постепенным увеличением расстояния до звукового сигнализатора.
Применение сигнализатора возможно в качестве перемещающегося ориентира – взрослый с включенным прибором передвигается, а ребенок, ориентируясь на звук, перемещается следом. Наиболее благоприятное расстояние между перемещающимися составляет 1 – 1,5 метра. При таком расстоянии слепому ребенку предоставляется возможность наиболее точно локализовать звук и реагировать на изменения его направления. Осуществление таких перемещений шагом и бегом возможно как в помещении, так и на улице.
Следует иметь ввиду, что наиболее целесообразно проводить занятия в виде игр. Например, игры «попробуй догони», «найди» побуждают ребенка догнать или найти играющего с ним. Другая игра «перебежки» требует участия в качестве партнера слепого ребенка его сверстника, брата или сестры. Заключается игра в следующем: по противоположным краям площадки на расстоянии 10 – 15 м проведены линии, за которыми располагаются два «города». Между «городами» вдоль одной из сторон площадки проводится черта, перпендикулярно черте «города». Взрослый со звуковым сигнализатором становится с одной стороны, а незрячий ребенок – с другой. Ребенок должен перебежать в другой «город» на подаваемый звуковой сигнал. При его передвижении другой ребенок, находящийся за боковой линией, стремится попасть в него небольшим мячом. В случае, если это удается, незрячий ребенок возвращается в «свой город».
Вполне доступна 5-6 летним детям игра в прятки с применением звукового сигнализатора в различных исполнениях. Основа при этом – запоминание места звучания сигнала и поиск его обладателя. Если ребенку трудно найти местонахождение звукового источника по памяти, можно изменить условия игры и осуществлять поиск при условии постоянного звучания сигнала. В этой игре, как и в предыдущих, развивается способность локализовать звук и совершенствовать навыки ходьбы (или бега) в свободном пространстве.
Понятно, что число игр с использованием звукового сигнализатора при передвижении не ограничивается приведенными, которые могут явиться лишь примером для создания многих других, более простых или более сложных в зависимости от возможностей ребенка, а также от творческой выдумки родителей. Кроме выполнения передвижений на звуковой ориентир шагом и бегом, слепого ребенка следует учить ходьбе на лыжах, что также вырабатывает навыки ориентирования. Важно научить ребенка преодолевать врожденный страх перед препятствиями. Следование за взрослым с звуковым маяком обеспечит безопасность передвижения и способствует возникновению и укреплению уверенности в своих силах.
Методика обучения достаточно проста и сводится к несложным приемам. В процессе обучения в первую очередь необходимо научить ребенка правильно стоять на лыжах и держать их параллельно друг другу. На первых парах рекомендуется возить ребенка на буксире по ровной местности и только после этого, как он в состоянии и будет уверенно стоять на лыжах, можно предоставить ему возможность самостоятельно передвигаться на звуковой ориентир. При организации занятий следует учитывать, что первоначально в процессе обучения целесообразно применять неподвижный ориентир, на который ребенок будет катиться с пологой горки или по ровному месту.
Следующим этапом является обучение поворотам и пользованию палками. И только после освоения передвижения на неподвижный ориентир по прямой без палок, с палками, с горки, а также после освоения техники поворота, можно применять звуковой сигнализатор в качестве перемещающегося ориентира.
Целесообразно применение звукового источника при обучении катанию на коньках, что также доступно слепым детям в возрасте 5-6 лет. Катание на коньках, кроме всего прочего, особенно способствует развитию чувства равновесия, которое так необходимо слепому ребенку при передвижениях в различных жизненных условиях. Начинать обучение лучше не на льду, а на обычной, хорошо укатанной площадке. При этом, учитывая то, что голеностопный сустав ребенка недостаточно окреп, следует сначала кататься на коньках, прикрепленных к валенкам, и лишь по мере приобретения навыка можно приступать к катанию на коньках с ботинками. Первоначально следует кататься с ребенком, держа его за руки, а в дальнейшем предоставить ему возможность кататься самостоятельно с использованием звукового сигнализатора. Сначала, как и при других видах передвижения, на неподвижный ориентир, а затем – на подвижный.
Безусловно, желательно, чтобы катание на лыжах и коньках сопровождалось игрой, что создает положительный эмоциональный настрой и вызывает у ребенка интерес к ним.
Следует практиковать езду на велосипеде, детских машинах, педальных тележках. В данном случае с успехом может быть применен как обычный трехколесный велосипед, так и детская педальная тележка «беговой конь».
С помощью звукового сигнализатора можно обучить слепого ребенка метанию предметов в цель. Метание является распространенным и полезным упражнением. Одним из наиболее эффективных упражнений является прицельное метание, занимаясь которым незрячий ребенок вырабатывает такие ценные качества как быстрота и ловкость, кроме этого у него хорошо закрепляются ориентировочные навыки (точная локализация направления звука и расстояния до цели).
Родителям следует помнить, что при обучении метанию необходимо соблюдать, впрочем как и в любом другом упражнении, принцип постепенности. Сначала следует делать простые, затем все более сложные упражнения. Для начала, например, можно использовать просто катание мяча по полу в направлении звучащего сигнализатора, подвешенного за петлю к стене на некоторой высоте над полом. С тем, чтобы упражнение сделать интересней, перед прибором можно поставить несколько кеглей (или городков), которые в случае правильного попадания опрокидываются. Чем ближе к местоположению сигнализатора сбиваются кегли, тем точней бросок. Для выработки правильного и точного навыка необходимо правильно подобрать мяч. В зависимости от возраста незрячего ребенка и его подготовленности следует применять различные мячи. Наиболее легкий мяч – это детский резиновый надувной. Он используется для более младших и менее физически подготовленных детей. В дальнейшем можно использовать волейбольный, баскетбольный или набивной мяч.
По мере освоения такого упражнения можно приступать к метанию в цель теннисного мяча. Для этого на стене рисуют или вывешивается мишень, в центре которой подвешивается звуковой сигнализатор. Сила броска и вероятность точного попадания в прибор невелика и поэтому целостности сигнализатора ничто не угрожает. При метаниях на улице зимой с успехом могут использоваться снежки, а в комнате – целлулоидные теннисные шары.
Кроме игр с метанием мяча слепому ребенку можно предложить игры с метаниями других предметов. Например, попадание шайбы в начерченную на льду мишень с помещенным в центре сигнализатором; набрасывание кольца, вырезанного из фанеры, на палку (кегль), вбитую в землю или закрепленную на подставке с помещенным у основания звукового сигнализатора и т.д. Размер мишеней, а также расстояние до них при проведении игр устанавливается, исходя из возможностей ребенка.
В целях увеличения подвижности слепого ребенка следует шире практиковать занятия, не требующие навыков ориентировки. Примером этого могут являться занятия с велосипедом-тандемом, принцип применения которого заключается в том, что спереди сидит зрячий ребенок, который осуществляет управление велосипедом, а позади – слепой. Оба ребенка вращают педали велосипеда и получают таким образом физическую нагрузку.
Изготовление их несложно. Для этого следует взять два обычных детских велосипеда и, убрав у одного из них переднюю часть рамы, а у другого – заднюю, соединить один за другим. Велосипед выбирается в зависимости от роста ребенка. Первоначально для 3-4 летнего слепого ребенка следует изготовить двухместную велосипедную тележку. Для этого нужно приобрести две педальные тележки-игрушки «конь беговой», состоящие из трехколесной педальной тележки и закрепленной на ней фигуры коня с механизмом для движения ног. У одной игрушки убирается переднее колесо и она прикрепляется шарниром на болты к первой, остающейся без изменения, тележке.
В дальнейшем можно соединить, но уже с помощью сварки, два двухколесных детских велосипеда типа «Левушка», снабженного поддерживающими роликами, предназначенными для обеспечения устойчивости его при обучении детей езде. После овладения ездой на таком велосипеде поддерживающие ролики можно убрать.
После того, как такой велосипед будет мал для ребенка, таким же образом можно изготовить тандем на базе велосипеда «Школьник».
Апробирование велосипедов-тандемов показало, что дети с удовольствием катаются на них.
Подводя итог сказанному, можно выделить два основных направления по пути развития подвижности у слепых детей дошкольного возраста в семье:
1. Использование вспомогательных звуковых средств ориентировки в свободной от препятствий зоне.
2. Создание приспособлений, при выполнении движений на которых не требуется ориентировочной основы.
Безусловно, это не исключает еще одного очень важного момента активизации подвижности слепого ребенка, заключающегося в предоставлении ему предельно возможной самостоятельности. Не следует искусственно ограничивать его в движениях из-за боязни ушибов и травм, конечно, обеспечивая ему безопасность в помещениях и на площадках.
Важно также, чтобы у ребенка была достаточная мотивация, чтобы он хотел двигаться и с удовольствием выполнял бы то, что ему предлагают родители. Для этого необходимо значительное разнообразие применяемых упражнений и преподнесение их в форме игры.