Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 22.12.2024, 21:49 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 136
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

ПОДГОТОВКА СЛЕПЫХ УЧАЩИХСЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ
03.12.2010, 21:56


ПОДГОТОВКА СЛЕПЫХ УЧАЩИХСЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

Система образования слепых предусматривает дошкольное воспитание, общее и политехническое образование в объеме программ массовой школы, трудовую, производственную, а также профессиональную подготовку в ПТУ, техникумах, ВУЗах, школах восстановления трудоспособности, на предприятиях общества слепых.

Введение всеобщего среднего образования и происходящая перестройка системы обучения предполагает дальнейшее совершенствование подготовки учащихся к жизни и общественно-полезному труду. В этом важную роль играет профориентация в семье и в школе, включающая в себя мероприятия педагогического, психологического и медико-биологического плана.

Вопрос о выборе профессии слепыми, а также подготовка к трудовой деятельности является серьезным и трудным.

Важно учитывать возрастающие требования общества и производства к личности слепых с одной стороны и их возможности, интересы и способности с другой.

Известно, что познавательные способности человека определяются объективными условиями жизни, формами, содержанием и методами обучения. Под их влиянием развиваются психические процессы, обогащается сенсорный опыт, формируются новые способы овладения знаниями. Это приводит у лиц с нарушениями зрения к компенсаторным перестройкам, развитию сохранных и коррекции нарушенных функций.

Следует отметить, что профориентация складывается из профессионального просвещения, изучения и воспитания профессиональных интересов и способностей, консультативной помощи (психологической и медицинской) в выборе профессии.

В содержание профессионального просвещения обычно входит ознакомление школьников с профессиями, возможностями получения профессионального образования, требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к личностным качествам человека. Этот аспект профессиональной работы успешно реализуется в наших школах передовыми педагогами. Они уделяют особое внимание популяризации профессий, доступных для незрячих людей, при этом опираются на примеры, иллюстрирующие их плодотворную деятельность в области науки, культуры, промышленного труда.

Важную роль в профориентации должна сыграть семья. Подготавливая выбор профессии, изучите перспективы развития тех отраслей, где выбираемая профессия применяется. Расскажите о профессиях, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях и режиме работы.

Более сложным и ответственным является другой аспект профориентации – формирование и учет профессиональных интересов и способностей. Любознательность, жажда познания, творческое отношение определяют успех в учебе и работе. Искра творчества не зародится в душе, лишенной интереса к самому процессу учения, добавления знаний и постижения истины. Разбудить этот интерес, выработать устойчивую потребность в знаниях, творческом их осмыслении – вот одна из основных целей профориентационной работы в школе и в семье. Там, где наблюдается стремление к достижению этой цели, у школьников пробуждается интерес к деятельности и познанию своих возможностей.

Известно, что наличие интереса к деятельности повышает активность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приводит к более интенсивному и глубокому усвоению знаний и овладению умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приобретенные с интересом, оказываются глубокими и разносторонними. Стойкие профессиональные интересы формируются в деятельности, но организация этой деятельности не должна исключать учета уже сложившихся у учащихся интересов. Иногда профессиональные интересы слепых не согласуются с их трудовыми возможностями. Имеется немало примеров, когда характер и степень нарушения не позволяют учащимся овладеть интересующей их профессией. Только глубокое психолого-педагогическое изучение ученика и индивидуальный подход обеспечивают правильную подготовку его к жизни и общественно-полезному труду.

 Следует отметить, что интересы связаны со способностями, которые также формируются в условиях целенаправленной деятельности.

Основные свойства нервной системы, лежащие в основе индивидуально-психологических качеств, не предопределяют сами по себе успеха в той или иной трудовой деятельности. Соответствие способностей человека и профессии обеспечивается в процессе их взаимодействия. чем раньше учащийся включается в целенаправленную деятельность, тем больших успехов он достигает в ней. Поскольку интересы и способности формируются в процессе активной деятельности человека, то важным условием их развития является освоение учащимися ее разнообразных видов труда, имеющих познавательное значение.

Не ошибемся, если скажем, что многих из незрячих привлекает техника. И это не удивительно, потому что мы живем в эпоху научно-технической революции.

Десятки тысяч незрячих людей трудятся на промышленных предприятиях, где изготавливаются детали и узлы к приемникам и телевизорам, блоки телефонной аппаратуры, электродвигатели, пускорегулирующая аппаратура. В связи с этим одни из них работают на станках, другие на конвейерах, третьи на испытательных стендах
В профессии рабочего есть своя романтика достижения наивысших успехов в труде. Среди незрячих много талантливых мастеров, творчески целеустремленных, гордых за свою профессию. Это авторитетные, заслуженные люди. С гордостью и уважением произносятся имена: П.Пузанкова (Москва), Е.Виноградовой (Ленинград), А.Видова (Ревда) и др.

Среди незрячих рабочих много изобретателей и рационализаторов. Только за последние годы ими было выдвинуто несколько тысяч рацпредложений с общим экономическим эффектом около 4 млн. рублей. На промышленных предприятиях большую армию рабочих составляют станочники- токари, штамповщики, сверловщики и др. Им приходится трудиться на современных станках с большим количеством кнопок и ручек, приводящих в действие механические, гидравлические и электрические устройства.

Работа на станках имеет разную степень сложности. Штамповка и сверловка наиболее простые виды труда, токарные работы более сложные.

Токарю требуются обширные знания и разнообразные умения в оперировании большим количеством ручек, кнопок, инструментов. Обработать деталь точно и чисто - это одна из главных задач токаря. Для выполнения этой задачи он должен правильно настроить станок, подобрать режим резания, рассчитать припуски и обработку. Однако, соблюдение размера детали не всегда определяет качество. Бывает, что цилиндрическая поверхность приобретает овальную форму и волнистую поверхность. Поэтому важно добиться правильной микрогеометрии и шероховатости обработки детали.

Чтобы незрячему человеку стать хорошим станочником, необходимо иметь техническую смекалку, склонность и интерес к технике, умение планировать свою деятельность, мысленно представлять объект в динамике, строго дозировать и координировать движения.

Кроме того, он должен уметь пользоваться слухом и осязанием, вибрационной и температурной чувствительностью, что позволяет точно определять холостой и рабочий ход станка, скорость вращения передаточного механизма, нагрузку станка.
На промышленных предприятиях широко распространены механосборочные, радио и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на множество простых операций. Как ручьи и притоки к реке, текут по поточным линиям детали и узлы к конвейерам. Сборщику, электро- и радиотехнику помимо интереса к технике и технической смекалки, необходимо иметь ловкие движения, умение быстро ориентироваться на рабочем месте.

Каждая деталь или узел сошедшие с конвейера подлежат контролю и наладке. Эти операции выполняют наладчики, регулировщики, контролеры. Они должны уметь определять качество работы электро- и радиоустройств по звукам, нагреву, вибрациям. Известно, что электрические устройства, включенные в электрическую сеть, могут нагреваться, вибрировать, издавать звуки в виде гудения, дребезжания, щелчков. Эти внешние проявления связаны с определенными явлениями, происходящими в них. Это предполагает знание физики и законов электротехники.
Если одна из рабочих профессий остановит внимание вашего ребенка, пробудит интерес, желание попробовать свои силы, поговорите с преподавателем труда и проконсультируйтесь у врача о возможности работы по избранной профессии. Если по состоянию здоровья профессия подходит, необходимо готовить его к ней. Будущему рабочему, также как инженеру, ученому совершенно необходима тренировка сообразительности, фантазии, наблюдательности, интеллекта. Человеческий ум нужно и можно развивать так же, как память. Только, конечно, упражнения должны быть другие. Часто говорят, что человек обладает хорошими техническими способностями. Это означает, что он имеет конструктивное, творческое воображение, легко разбирается в схемах машин, приборов, имеет, что называется «золотые руки», т.е. многое может сделать сам, притом лучше, чем другие.

Технические способности, как и всякие другие, не являются врожденными, унаследованными и жизненными качествами. Они формируются и изменяются в процессе деятельности. Так систематические занятия радио- и электротехникой могут явиться условиями развития у вашего ребенка технических способностей и привести к тому, что он будет быстрее и лучше других разбираться в устройстве и принципе действия радио- и электроаппаратуры, чинить схемы, выполнять монтажные работы.

Чтобы развивать технические способности, столь необходимые для работы на производстве, необходимо, чтобы он систематически изучал черчение, машиностроение, электро- и радиотехнику, овладевал рабочими умениями и навыками. Это может быть достигнуто на уроках физики, черчения, трудового обучения, кружковых и факультативных занятиях.

Многие незрячие блестяще развили у себя конструктивно-технические способности. Широко известны имена В.Сверлова, М.Морголина, Э.Кэма, В.Горина, П.Беринова и др.

Заслуженным успехом у тифлотехников пользуются книги и статьи, принадлежащие перу В.Сверлова. В них отражены разносторонние знания автора в области физики, радиотехники, технической механики. Ему принадлежит большое количество разработок от учебных приборов до протезов для инвалидов, некоторые из них удостоены авторских свидетельств на изобретения. Увлечение техникой В Сверлов успешно совмещал с учебой в школе, занятиями в университете, а в последствии с научной деятельностью в качестве доктора педагогических наук.

Незаурядные технические способности позволили другому незрячему М Марголину разработать один из лучших спортивных пистолетов, а также приспособления для незрячих. За оригинальные разработки и внедрение их в практику ему было присвоено почетное звание заслуженного изобретателя РСФСР.

Большими техническими способностями был наделен незрячий рабочий Э.Кэм. Он был токарем, сборщиком, сверловщиком. Работая токарем, обучил этой специальности многих незрячих. Он с большим увлечением стремился к познанию техники и процесса труда, что позволило ему разработать интересные конструкции приспособлений и инструментов, облегчающих работу незрячих на станках. Некоторые из его разработок были признаны изобретениями.

Получить рабочую профессию незрячий человек может в учебно-производственных предприятиях общества слепых. Обычно в них практикуется индивидуально-бригадное обучение. Это значит, что один или несколько новичков прикрепляются к опытному рабочему. Обучение ведется на рабочем месте, где даются пояснения и показываются рациональные приемы работы.

Этим путем можно быстро получить узкую специальность. Однако, не следует останавливаться на одной специальности, старайтесь, чтобы ваш ребенок овладел смежными. Овладение смежными специальностями расширит его профессиональные возможности.




В.П. Ермаков

Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 3247 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz