Методика организации игры как средства развития личности слепого и слабовидящего ребенка
Значение игры как деятельности для слепых и слабовидящих детей.
Игра — свободная, естественная деятельность детей, в
которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий
простор для проявления личного творчества ребенка, его активности,
создаются условия для коллективных действий и формирования коллектива.
Развитие творческих игр у слепых детей старшего дошкольного возраста
Весь дошкольный возраст является
периодом накопления детьми предметных знаний и представлений, но в
старшем дошкольном возрасте слепые дети не только познают предметы и
явления окружающего мира, но и устанавливают причинно-следственные связи
между ними. Речь детей обогащается сложноподчиненными предложениями,
дети становятся способными самостоятельно решать несложные практические,
а также логические задачи. Продолжается совершенствование основных
движений тела, развитие ориентировки в пространстве. Дети учатся
последовательности действий, подчинению их определенной цели. Изменения,
происходящие в психике слепого дошкольника, находят отражение и в игре.
Творческая игра детей среднего дошкольного возраста
Слепые
дети среднего дошкольного возраста активно овладевают знаниями об
окружающей жизни и предметном мире. Если в младшем дошкольном возрасте
практическое знакомство с окружающим миром в основном ограничивалось
предметами обихода, предметами, окружающими детей в доме, то в среднем
дошкольном возрасте дети получают представления и знания о предметах не
только непосредственного их окружения, но и о более отдаленных — они
начинают знакомиться с явлениями природы, людьми, их профессиями, родным
го¬родом, событиями общественной жизни страны и т. п.
Развитие игры слепых детей младшего дошкольного возраста
Развитие игровой деятельности слепых детей находится в тесной и
непосредственной связи со всем их психическим развитием, с формированием
умения манипулировать с предметами и использовать их соответственно
назначению. Первые специфические действия с предметами у нормально
видящего ребенка возникают в младенческом возрасте. Для их развития
характерны: фиксированность действий за определенными предметами,
перенос действий на другие предметы и, наконец, воспроизведение действий
без специального обучения и показа, на основе самостоятельного
восприятия ребенком действий взрослых.
Прежде
чем учить ребенка игре, вам необходимо понять, зачем вы это делаете. В
педагогической литературе по проблеме обучения детей игре указывается,
что игра является неотъемлемой частью жизни ребенка как с нормальным,
так и с нарушенным зрением. С ее помощью он познает окружающий мир,
усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и
обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими
поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую
самостоятельную жизнь.
Сенсорное воспитание дошкольников с нарушением зрения
Сенсорное воспитание – это
целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование
чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.В процессе восприятия ребенок постепенно
накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но
при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые
ребенок воспринимает, были соединены — обозначены словом, что помогает
закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими,
стойкими.
Социально-нравственное развитие дошкольников с нарушением зрения
Проблемы формирования личности, с проблемами в развитии, неотделимы
от вопросов практики социальной и социально-психологической
адаптации. Процесс адаптации ребенка, имеющего зрительную патологию,
в обществе - это, прежде всего процесс его социально-психологической
реабилитации.
Ителлектуально-познавательное развитие дошкольников с нарушением зрения
Слабовидящий
или слепой дошкольник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает
жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он
приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов
зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и
творчески он сможет участвовать в жизни общества.
Эстетическое и художественное воспитание дошкольников с нарушением зрения
Одно
из эффективных средств развития ребенка дошкольника с нарушением зрения
- является эстетическое развитие ребенка на основе взаимодействия трех
основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной
литературы. Разные виды искусства интегрируются по принципу
дополнения: изобразительные задания включают использование музыкальных
произведений, развитие музыкально - ритмических движений; занятия с
музыкой сочетаются с просмотром живописных картин, танцем, сказкой.
Трудовое воспитание дошкольников с нарушением зрения
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс воспитания любви к труду, потребности в нем: уважение к людям труда, уважение чужого труда. Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются: 1. ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; 2. обучение простейшим трудовых умений и навыков; 3. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; 4. воспитание общественно направленных мотивов труда.