Творческая игра детей среднего дошкольного возраста
16.11.2010, 20:04
Творческая игра детей среднего дошкольного возраста
Слепые дети среднего дошкольного возраста активно овладевают знаниями об окружающей жизни и предметном мире. Если в младшем дошкольном возрасте практическое знакомство с окружающим миром в основном ограничивалось предметами обихода, предметами, окружающими детей в доме, то в среднем дошкольном возрасте дети получают представления и знания о предметах не только непосредственного их окружения, но и о более отдаленных — они начинают знакомиться с явлениями природы, людьми, их профессиями, родным городом, событиями общественной жизни страны и т. п. Дети становятся более самостоятельными в быту, практически овладевают несложными предметными действиями по самообслуживанию. Это не может не сказаться на их игре. Расширяется и обогащается содержание их игр. Особенно обостряется у них интерес к игрушкам, предметам, общению с людьми.
В течение двух педель (пока проводился индивидуальный эксперимент) дети с нетерпением ждали момента начала игры. Многие дети после закончившегося эксперимента никак не хотели уходить, капризничали и просили еще показать им игрушки и поиграть с ними. Это стремление к общению со взрослым, узнать новое о предмете выражалось у них уже не в такой эмоциональной форме, как у детей младшего дошкольного возраста. Все дети выражали готовность играть еще и еще раз. При проведении повторного эксперимента (через четыре месяца), вспомнив содержание ранее проводившейся с ними игры, они спрашивали: «Что нам теперь будете показывать? Во что мы будем играть?»
Характерная черта слепого ребенка среднего дошкольного возраста — активное участие в творческих, ролевых играх. Слепые дети охотно берут на себя ту или иную роль и подчиняют ей свои действия. Однако, если можно так сказать, их творческая игра носит характер своеобразных ситуативных обобщений. Дети играют просто «во врача» и просто «в пациента». Ребенок лечит не конкретного больного с его больной рукой, а просто больного. Да и пациент тоже приходит к врачу с очень общей просьбой: «Полечи меня». Реализация в игре такого обобщенного сюжета может осуществляться при действии любыми игрушками и предметами, относящимися к этому сюжету. В связи с этим у детей этой возрастной группы не возникают вопросы об отсутствующих атрибутах игры, дети не ставят уточняющие вопросы, касающиеся того, что болит или что надо делать. Все это решает сам «врач» или «парикмахер». Имея такое общее представление об игровой ситуации, дети не учитывают многих нюансов игры. Например, в игре «Маленький парикмахер» все слепые дети среднего дошкольного возраста «бреют» и девочек и мальчиков (поскольку в наборе игрушек есть прибор для бритья), и девочки при этом не протестуют. Как правило, дети используют все имеющиеся игрушки. Пока ребенок не поиграет всеми игрушками, игра не прекращается.
Различие действий с игрушками слепых детей среднего дошкольного возраста по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста заключается именно в их стремлении обыгрывать все наличные игрушки по нескольку раз. Наиболее полюбившимися дети играют значительно дольше. Игровые действия детей среднего дошкольного возраста становятся более развернутыми. Дети действуют с игрушками в соответствии с их назначением. Однако, как бы ни был значим и интересен для слепого ребенка среднего дошкольного возраста процесс выполнения действий с игрушками, он подчиняется сюжету избранной игры. Все действия осуществляются именно «внутри» сюжета. Например, беря на себя роль врача, ребенок делает пациенту укол, потому что есть шприц; прослушивает больного, измеряет температуру, опираясь па восприятие игрушечных фонендоскопа и термометра. Все эти действия соответствуют общему правильному представлению слепого ребенка о деятельности врача.
Доминирующее значение представлений о деятельности изображаемого в игре лица для развертывания игрового сюжета выявляется при анализе вопросов детей, связанных с обследованием предложенных детям игрушек. Если игрушки не соответствовали представлениям детей о деятельности изображаемого персонажа, они не включались в игру. Так, например, Оля И. (5 лет 4 мес.. Vis — 1/∞, атрофия зрительных нервов), познакомившись с игрушками для игры «Доктор Айболит», спросила; «А почему сюда положили ножницы? Ведь это для парикмахерской!» Таким образом, как бы ни интересны детям были в игре сами действия с игрушками, если они не соответствовали представляемому ими сюжету, игра с ними не начиналась. Игре слепых детей среднего дошкольного возраста свойственна любая последовательность игровых действии. Дети не учитывают в своих игровых действиях роль и активность партнера по игре, беря всю инициативу в одни руки, предоставляя партнеру лишь пассивную роль объекта, с которым он производит с помощью игрушек различные манипуляции. В связи с этим дети могут начать действовать с любой игрушкой. Изображая врача, ребенок может сначала поставить термометр, потом сделать укол, потом закапать в глаза, а может начать и с укола.
Обыгрывая игрушки, которые требуют простых действий, дети выполняют эти действия многократно. Например, если дети ставят под мышку термометр, выслушивают больного фонендоскопом, то делают это несколько раз. Действия, практическое выполнение которых вызывает затруднения, дети. стараются обойти, упрощают их и, как дети младшего дошкольного возраста. просто их проговаривают. Например, делая укол, дети лишь прикладывают шприц к руке или спине. Такое игровое действие проговаривается словесно: «Вот уже сделал укол» и т. д.
Однако даже словесное описание игрового действия у слепых детей среднего дошкольного возраста отличается от того, что можно наблюдать в этом плане у слепых детей в младшем дошкольном возрасте. Слепые дети младшего дошкольного возраста в основном изображали голосом звуки, которые возникают при действии предметами, тогда как дети среднего дошкольного возраста описывали воображаемое действие словами. Так, например, дети не могут двумя пальцами разжать и сжать кольца ножниц. Они лишь держат ножницы в руке, обводят голову «клиента» и приговаривают: «Вот я сейчас тебя постригу, Лена, ножницами подрежу волосики на лобике и около уха» и т. д. Только двое детей среднего дошкольного возраста в нашем эксперименте не смогли развернуть сюжетных игр, ограничивая свою деятельность перекладыванием игрушек из одной руки в другую или выкладыванием их из коробки на стол. Все остальные активно участвовали в творческой ролевой игре. Важным моментом в творческой игре слепых детей среднего дошкольного возраста является подчинение своего поведения тем правилам, которые вытекают из взятой на себя роли.
«Возможно ли в поведении ребенка такое положение,— говорил Л. С. Выготский, — чтобы он действовал всегда по смыслу, возможно ли такое сухое поведение у дошкольника, чтобы он с конфетой вел себя не так, как хочется, только из-за мысли, что он должен вести себя иначе? Такое подчинение правилам — совершенно невозможная вещь в жизни; в игре же оно становится возможным: таким образом, игра и создает зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
Это явление оказалось общим как для нормально видящих, так и слепых детей дошкольного возраста. В игре слепые дети подчиняли свое поведение правилам, соответствующим их представлениям об изображаемом лице. Так, например, взятая Мариной К. роль клиента в парикмахерской потребовала от нее выдержки и настоящего терпения, так как у Марины были длинные волосы, заплетенные в косички, и «причесывание» было для нее довольно болезненным делом, но она терпела, и это выяснилось лишь тогда, когда она сама стала «парикмахером». В творческой игре слепых дошкольников среднего возраста зарождаются коллективные связи; они уже начинают играть вдвоем, хотя, как правило, активную роль в такой игре берет на себя один из партнеров.
Солнцева Л.И.Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.