Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 20.08.2017, 18:35 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 97
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Методика организации игры как средства развития личности слепого и слабовидящего ребенка
16.11.2010, 20:38

Методика организации игры как средства развития личности слепого и слабовидящего ребенка

Значение игры как деятельности для слепых и слабовидящих детей.

Игра — свободная, естественная деятельность детей, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления личного творчества ребенка, его активности, создаются условия для коллективных действий и формирования коллектива.

Явления окружающего мира, характер деятельности взрослых необыкновенно привлекателен для ребенка. Непосредственным источником детских игр и являются впечатления окружающего мира и желание хотя бы в условной игровой ситуации принять участие в действиях взрослых.

Анализ природы возникновения игры, данный советскими психологами и педагогами, имеет большое значение для понимания специфики игры слепого и слабовидящего ребенка.

Слепые и слабовидящие дети, как и зрячие, испытывают влечение к игре. Однако ограниченность жизненного опыта, суженный круг общения, отсутствие конкретных представлений вследствие тотального отсутствия зрения или его неполноценности в значительной степени затрудняют возникновение и развитие игр у слабовидящих, и особенно у слепых детей.

Этим объясняется то бедное, по сравнению со зрячими, количество игр, в которые играют слепые дети, незнание ими игровых способов, и действий, неумение контактировать с партнерами по игре.

Вместе с тем тифлопедагоги придают большое значение игре в развитии слепого ребенка. В процессе игровой деятельности слепой и слабовидящий ребенок активно познает окружающий мир. Какой бы вид игры не был предложен слепым и слабовидящим детям (дидактические, подвижные, ролевые или творческие), каждый из них имеет опознавательную, развивающую ценность. В игре дети без особого труда могут научиться различать предметы по форме, объему, вкусу, звуку и практическому назначению. Учась распознавать эти предметы, слепые дети упражняют в то же время сохранные анализаторы, развивают осязание, обоняние, слух, вкус, мышечное чувство. Игры могут быть подобраны с таким расчетом, чтобы в процессе участия в них дети совершенствовали свою речь, учились быстро реагировать на вопросы, сравнивать, сопоставлять, определять предмет по его своеобразным признакам, привлекать имеющийся у них опыт в новой ситуации.

Очень важны для слепых и слабовидящих, детей игры, связанные с движением. В процессе этих игр у слепых детей появляется умение самостоятельно двигаться, исчезают навязчивые движения, появляются ловкость, способность ориентироваться в пространстве.

В игре у детей появляется необходимость вступать в определенные контакты с товарищами, действовать коллективно, уметь подчинять свои желания, интересы задачам и правилам игры. Это способствует преодолению таких недостатков, как упрямство, эгоизм, негативизм и развивает чувство коллективизма, стремление к творчеству, инициативность. В ролевых или творческих играх отражаются впечатления от окружающего мира, от действий, поступков и взаимоотношений взрослых. Но впечатления, которые обогащают цгру, у слепого ребенка нередко ограничены. Поэтому от тифлопедагога требуется умение создать в игре детей жизненные ситуации, сформировать необходимые умения и навыки. В играх возможно создание ситуаций, при которых будут успешно развиваться и совершенствоваться такие психические процессы, как представление, воображение, память, мышление, улучшаться координация движений и ориентировка в пространстве, преодолеваться психическая и физическая пассивность детей и воспитываться активность, уверенность в своих силах. Исследователи отмечают, что в игре это происходит легче, так как «ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.
От тифлопедагога требуется и особое умение ввести слепого ребенка в игру таким образом, чтобы он почувствовал удовольствие, удовлетворение от игры, чтобы ему и дальше захотелось играть.

В игре слепых и слабовидящих детей повышается степень и доля участия педагога, в задачу которого входит и непосредственное руководство и ведение игры, разъяснение содержания, правил и целей игры, обучение игровым действиям и; анализ игры.
Дидактические игры и их роль в развитии слепых и слабовидящих детей.
Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм.
Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. Это отмечает А.,В. Запорожец: «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».

В ходе дидактических игр у детей развивается внимание, воля, воспитываются активность, уверенность в себе, честность и справедливость.

Дети приучаются соблюдать правила игры, избегать подсказок, не нарушать ход игры, воздерживаться от ненужных и навязчивых движений.

   Дидактические игры построены на совокупности приемов:

Зрительной, слуховой, двигательной наглядности, включают занимательные
вопросы, загадки, в них используются моменты неожиданности: удивления.
соревнования. Все это способствует активизации мыслительной деятельности
детей.

Учение, труд и игра в дошкольном и младшем школьном возрасте тесно связаны. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети используют в игре, в свою очередь, помогает закрепить знания и лучше усваивать учебный материал.

Арсенал дидактических игр слепых детей в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов, воспитателей, вожатых. В подавляющем большинстве возможно применение дидактических игр зрячих с изменением какого-либо условия, связанного с использованием зрения. Можно по аналогии создавать специальные игры для сдепых детей. Ставя задачу развития слепых и слабовидящих детей в игре, упражнения сохранных анализаторов, тифлопедагог старается использовать разнообразные игры. Например, в играх «Определи форму», «Определи величину», «Из чего они сделаны?», «Путешествие по комнате» и.др. дети упражняются в определении предметов, их формы, величины и материала.

Необычайно важно учить слепых детей ориентироваться во времени и в пространстве, и наиболее успешно это происходит в таких играх, как «Ищи по заданию», «Каравай», «Холодно—жарко!» и др. Временные представления формируются в различных играх со стихами, где требуется определить, было это событие или будет, в играх о временах года, играх с часами, где Брайлевский циферблат.

Упражнение слуха слепых происходит как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Дети любят играть в игру «Узнай по голосу», «Посидим в тишине»; скЗда же включаются и музыкальные игры, способствующие развитию слуха. Многие игры-считалки, развивающие навыки счета, формирующие понятия о геометрическом материале, также используются и на уроке и во внеклассной работе.

Много разделов дидактических игр способствуют активизации речи и словаря слепых школьников, познаванию ими окружающей природы, занятий людей, иностранного языка и т. п.

Все разновидности дидактических игр имеют определенное, значение для развития слепого ребенка и должны быть использованы целенаправленно. Проводя эти игры, тифлопедагог вооружает детей знаниями и способствует формированию у слепых школьников умения активизировать, организовывать и регулировать свои психические функции.

Учителя и воспитатели должны помнить о том, что дидактическая игра направлена на формирование познавательной потребности, активного интереса к знаниям и может быть использована как одно из ведущих средств воспитания, готовящее слепого ребенка к правильному восприятию и осознанию окружающего мира.

Подвижные игры слепых и слабовидящих школьников

Подвижные игры являются одним ИСЗ средств физического развития слепых и слабовидящих детей. Дети с тяжелыми нарушениями зрения так же, как и их зрячие сверстники, стремятся к движению, к действию. Однако первые неудачи, препятствия, столкновения, испытанные в раннем детстве, вызывают у слепого ребенка боязнь пространства. Родители, опасаясь за ребенка, стремятся оградить его от неприятностей, подстраховывают каждое его движение, что в конечном итоге ведет к малоподвижности, к появлению стереотипных навязчивых движений, в которых ребенок в какой-то степени удовлетворяет свое стремление к движению. При правильной организации жизни ребенка можно избежать появления этих отрицательных последствий слепоты. С самого детства необходимо приучать слепого ребенка владеть своим телом, координировать движения, опираясь на мышечное чувство. В связи с невозможностью зрительного подражания у слепого ребенка затруднено и овладение движением. Обучение движениям слепого ребенка необычайно сложно, связано с объяснением, показом, неоднократным повторением.
Педагоги впервые встречаются со слепым ребенком уже в школьном возрасте, и им приходится заниматься не только обучением правильным движениям,и исправлением тех скованных, неразвитых движений, которые сформировались в дошкольном возрасте, устранением навязчивых движений. А это уже значительно сложнее.

Школьные годы — это период активного роста ребенка и по существу почти единственный период в жизни слепого ребенка, когда он находится под постоянным и целенаправленным воздействием различных средств физического воспитания. В связи с этим долг школы в том, чтобы задачи развития двигательных функций, компенсации дефекта были решены в значительной степени именно в этот период.
Задача физического развития слепых и слабовидящих школьников заключается в создании у них личного двигательного опыта, в формировании навыков основных жизненно необходимых движений. Важно не только научить слепого и длабовидящего ребенка ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы, но добиться и согласованности и красоты движения.

Все это можно выработать только в единой системе педагогических мероприятий, включающих занятия физкультурой, спортом, прогулки, туризм, игры и т. д.
Подвижная игра как одно из ценнейших средств физического
воспитания может быть использована как во время уроков физкультуры, так и во
внеклассное время под руководством воспитателя. Значение подвижных игр для
слепых детей отмечается многими тифлопедагогами: «Игра незаметно для слепого
заставляет его поднять голову, выпрямить спину, расправить плечи, заставляет
бегать, прыгать, лазить, увертываться, бросать и ловить мяч, прислушиваться,
ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке. Игра вырабатывает и
прививает    ряд навыков, необходимых в трудовой
деятельности и повседневной жизни. Путем игры слепой овладевает
пространством,    развивает    ловкость,    быстроту, силу, смелость, слух, осязание, приобретает свободу в движениях и легкость их».

Слепой ребенок, так же как и зрячий, может играть почти в любую подвижную игру, только его нужно специально учить играть. В специальных школах дети играют уже на первых уроках физкультуры, ждут этих игр и затем играют в них на прогулках.
В тех немногочисленных пособиях, которые имеются по методике проведения подвижных игр со слепыми школьниками, даны подвижные игры для использования на уроках физкультуры, да и сами пособия адресованы преподавателям физического воспитания. Однако при соответствующем отборе, подготовке и консультации врача и преподавателя физкультуры многие игры могут быть использованы воспитателем в его работе с детьми.

Каждая игра в основном решает какие-то определенные задачи: развитие координации движений, ориентировки, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливости, скорости или умения согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнять правила игры, воспитание воли, настойчивости, чувства коллективизма.

От простых игр для слепых детей, почти не имеющих игровых навыков («У медведя на бору», «Искание мяча», «Мышеловка)». постепенно осуществляется переход к более сложным, где помимо подражания требуется быстрота реакции, умение ориентироваться («Тройка», «Часовые». «Мяч-маятник» и т. д.).

У многих детей, обучающихся в школах слепых и слабовидящих, имеются различные нарушения физического развития (излишний вес, плоскостопие, различные нарушения осанки и др.), что связано с малоподвижным образом жизни, отсутствием постоянных физических упражнений; у некоторых детей поражения зрения обусловливаются первичными заболеваниями центральной нервной системы. В этих случаях нарушение зрения является частью более сложного дефекта, по-разному проявляющегося у различных детей. Поэтому необходим тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья таких детей и подробный инструктаж воспитателей со стороны педиатра, офтальмолога о физических возможностях того или иного ребенка.

В организации игр слепых детей необходимо учитывать:

Оборудование площадки; кроме того, эти игры требуют некоторого специального
инвентаря, способствующего их успешному проведению, К такому оборудованию
относятся браслеты с колокольчиками, которые надеваются на руку играющим и
дают    возможность слепым определить по слуху, где
находится игрок. Мяч, часто используемый в подвижных играх, должен быть
несколько изменен для игр слепых и частично зрячих детей. Он должен быть
немного тяжелее волейбольного, с тем чтобы в полете не так резко отклонялся в
сторону и лучше ощущался слепыми, окрашен в яркий цвет и тем самым
легче воспринимался детьми с остаточным зрением и, наконец, быть
наполненным камешками или горохом я издавать при малейшем движении звук.
Остальные принадлежности — флажки, булавы, палки и т. д. ничем не отлича
ются от спортивного инвентаря зрячих, только при их использовании
воспитатель каждый раз должен проверить, нет ли обломов, гвоздей и других
изъянов, могущих вызвать травму. Эти меры позволят устранить нервозность и напряженность в игре, связанные с частой потерей мяча, невозможностью определить местонахождение участников игры и т. д. Помимо тех задач, которые указаны выше, при подготовке к проведению игры воспитатель должен разделить детей на группы или команды с учетом их сил и состояния зрения, чтобы в той или другой команде было одинаковое число частично зрячих детей, распределить их на площадке, выбрать, водящего и объяснить правила игрьх, комментировать ее ход.

Особенности творческой игры слепых и слабовидящих школьников.

Творческие или сюжетные ролевые игры уже давно выделены психологами и педагогами из других видов игр. В этих играх обязательно есть роль и воображаемая ситуация, в которой и происходит разыгрывание роли.

Необходимость игры в пионердвижении была доказана много лет назад Н. К.Крупской, которая писала, что она «должна играть крупнейшую роль в пионерорганизации, особенно она должна охватывать ранний возраст. Важно, чтобы игра сплачивала, давала развиваться инициативе».

Прекрасный    опыт использования игры для реализации
воспитательных задач для создания коллектива представляет педагогическая
деятельность А. С.Макаренко.

Ценность творческой игры в том, что она дает возможность для развития инициативы, самостоятельности, активности и воображения детей, способствует развитию логического мышлений и эмоциональной сферы и т.д.

Известно, что в творческой игре дети отражают окружающий мир, общественные события, жизнь людей, их поступки. Содержание игры заключается в изображении характеров людей, привлекательных для ребят, и ситуаций, в которых эти люди действуют. По основному содержанию педагоги делят творческие, сюжетные игры детей на следующие виды:

  • игры, отражающие общественные события («Митинг», «Парад,. «Демонстрация», «Полет в космос»);
  • производственные игры («Завод», «Железная дорога», «Строительство»);
  • бытовые игры («Дочки-матери»— изображение жизни семьи в различных ситуациях. К этому же виду можно отнести и игру в «Школу», в «'Интернат», так как для, многих детей школа — это их дом);
  • военные игры («Летчики», «Моряки», «Пограничники» и т.д.) Эти   игры,   естественно,   связываются   с   играми   подвижными.

Включение в творческую игру слабовидящих и слепых школьников — процесс очень сложный.

Анализ творческих игр слепых и слабовидящих школьников показал. что по содержанию и разнообразию их игры значительно беднее игр зрячих детей. Слепые школьники из творческих игр выбирают "Дочки-матери" "Школу", «Интернат», «Лагерь». У слабовидящих запас творческих игр богаче:
здесь игра в «Больницу», в «Зоопарк», в «Железную дорогу». Те и другие играют и в те игры, содержание которых или переживалось ими лично или наблюдалось.

Развитие творческой, сюжетной игры у детей школ слепых и слабовидящих затруднено в связи с тем, что они, не видя конкретных действий того или иного, человека, не могут изобразить это действие в условном игровом значении. Слепой ребенок не знает и не умеет показать, как «шофер ведет машину», «мама делает котлеты», «автоматчик уничтожает врага» и т. д. Многие действия слепой может изобразить только звуковой ситуацией, что тоже очень важно, но недостаточно для игры.

Эти трудности обусловлены как биологическими, так и социальными последствиями дефекта: отсутствием зрительных представлений и зрительного подражания, ограниченной подвижностью, боязнью нового, неизвестного, очень узким кругом жизненных впечатлений, общения, отсутствием игрового контакта со сверстниками.

Творческие игры слепых школьников имеют ряд особенностей по сравнению с .играми зрячих детей. Например, для организации игры «Колобок» по русской народной сказке необходимо было провести: вступительную беседу, целью которой являлась необходимость расположить детей к игре, вызвать у них желание играть; чтение сказки, так как нужно было напомнить ее содержание; загадать загадки по образам героев сказки с целью выяснить и сформировать представления о животных и людях, героях сказки; провести конкурс рассказчиков для закрепления предыдущей задачи; раскрыть музыкальное выражение характеров действующих лиц; распределить роли и выяснить действия каждого участника и затем драматизировать, т. е. уже играть в эту сказку.

Анализ этих игр показывает, что в отличие от игр зрячих детей творческая игра слепых школьников связана с рядом трудностей, выражающихся в длительности и тщательности подготовки, в знакомстве с определенными объектами, которые лежат в основе содержания игры, предварительный разбор и разучивание игровых действий.

В школе слабовидящих детей организация творческих игр, безусловно, проще, чем в школе слепых. Однако педагогические задачи требуют и там своей творческой реализации. Так, стремление как можно активнее включать, слабовидящих школьников в жизнь и дела их зрячих сверстников, решать задачи патриотического воспитания позволило педагогическому коллективу Ленинградской школы слабовидящих детей  организовать военно-патриотическую игру «Зарница».

Педагогическое руководство творческой игрой слепых школьников требует организации самой разнообразной жизни детского коллектива (экскурсии. культпоходы, чтение книг, встречи с интересными людьми и т.д.), жизни, насы¬щенной яркими эмоциональными впечатлениями, которые явились бы основой, сюжетом для творческой игры.

Тифлопедагог должен четко определить те цели и задачи, которые он собирается реализовать в этой игре как в отношении отдельных учащихся, так и в коллективе в целом.

Педагог должен знать ту область реальной действительности, которая выбрана для игры, и подробно разъяснить слепым детям сюжет и правила игры, научить слепых детей пользоваться игрушками и предметами в условном игровом значении, раскрыть роль и способы действия в игре каждого участника и проследить за их последующим выполнением.
Умело организованная игра, постоянное усложнение ее сюжета и игровых способов и действий, правильное распределение ролей, создание психолого-педагогических ситуаций, в которых слепой ребенок сможет проявлять и тренировать 'определенные личные качества, умения и навыки, способствуют эффективности коррекционно-воспитательной работы, формированию полноценной личности.


Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих
дошкольников.
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 13603 | Загрузок: 1 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1  
мне очень понравилась эта методика

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[14.08.2017]
Развивающее пособие "Дикие животные"
[07.08.2017]
Т.А.Процко "Ваш ребенок отстает в развитии..." (практические советы родителям)
[07.05.2017]
Педагогическое сопровождение межличностных отношений учащихся младших классов (инклюзивное образование)
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи

[19.05.2017]
Как готовить ребенка к ходьбе
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz