Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 16.12.2017, 08:26 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 101
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Эстетическое и художественное воспитание дошкольников с нарушением зрения
15.11.2010, 19:07
Эстетическое и художественное воспитание дошкольников с нарушением зрения

Одно из эффективных средств развития ребенка дошкольника с нарушением зрения - является эстетическое развитие ребенка на основе взаимодействия трех основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
Разные виды искусства интегрируются по принципу дополнения: изобразительные задания включают использование музыкальных произведений, развитие музыкально - ритмических  движений; занятия с музыкой сочетаются с просмотром живописных картин, танцем, сказкой. Акцент при развитии эстетического восприятия делается не на специфике того или иного вида искусства, а на особенностях и способностях самого ребенка с нарушением зрения. Таким образом, происходит целостное сенсорное развитие детей со зрительной патологией: зрительных ощущений и восприятий, кинестетических, тактильных и слуховых.

Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на человека. Музыкальные произведения играют разную роль на занятиях и помогают решать различные задачи. За основу были взяты рекомендации Института коррекционной педагогики РАО по коррекции зрительно-моторной координации и принципы интеграции в подаче учебного материала программы «Синтез искусств». Занятия по развитию пластики и красоты движений совместно с музыкальным руководителем начинаем с простых упражнений, построений, позволяющих ребенку ориентироваться в пространстве. Проводим игры: «Кто ближе», «Я – портрет». Пластические этюды «Листья падают», «Снег кружится», «Музыкальные руки».Далее предлагаем детям пластические этюды для тела: этюды по картинкам, музыкально-пластические импровизации, способствующие свободе самовыражения и эмоциональной свободе ребенка. Игра «Замри» помогает детям исполнить пластический сюжет на заданную тему. На возглас «замри!» пластическое движение фиксируется в статике, что развивает не только движения ребенка, но и дает ему представления о движении. Игра «Смена кадров» позволяет передать положение тела, а это ассоциируется с произведениями живописи и скульптуры.

На занятии мы используем игры, упражнения на осознание произведений живописи, музыки, литературы, пластики: «Поем по фразам» - выученную песню дети разделяют на фразы и исполняют ее, чередуясь (группа-группа, ребенок-ребенок, педагог –- группа). Игра «Ходим по фразам»: исполняя знакомую песню, ребята движутся на 1 фразу в одном направлении, на вторую фразу – в другом направлении.

При проведении игры «Подвижные орнаменты» дети под музыку перестраиваются в композиции – «Круги», «Змейки», «Линии» - причем все они должны быть одинаковой величины. На музыкальном занятии по синтезу искусств у детей формируется целостное представление о красоте мира цвета, ритма, пластики и музыки.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование – основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность.  Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей, имеющих зрительные нарушения. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушениями зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

Регуляция движения через двигательные ощущения возможна при сформированном представлении о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования предмета, когда включается движение руки по его контуру и особенности поверхности отражаются на движении руки.Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестетическое восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации.
В программное содержание занятий типа «Развитие зрительно-моторной координации» входит:

  • Развитие точных соотносящих внешних практических действий.
  • Привитие навыка прослеживания глазами за действиями рук.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие умения проведения прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу или по заданному образцу.
  • Развитие умения соединять точки прямой линией.
  • Развитие умения рисовать фигуры, писать буквы и цифры по образцу.

Выделенные программные задачи являются основными и обязательными для их решения на специальных коррекционных занятиях, которые проводят учителя – дефектологи и могут быть использованы воспитателями для  коррекционных упражнений на разных занятиях (по математике, развитию речи, физкультуре, ИЗО). Наиболее интересной  представляется методика  научного сотрудника Института коррекционной педагогики РАО  Мишина М.А. по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики рук, координации и силы пальцев. Предлагаемые  коррекционные приемы по использованию сетки с прищепками, применяют  на занятиях эстетического цикла в изобразительной деятельности.  На начальном этапе обучаем детей располагать (закреплять) карточки на вертикальной плоскости. Для этого используем подготовительные игры, основной целью которых было развитие мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации и силы пальцев. В сценарии игр входит прикрепление прищепок на различные предметы, в том числе на одежду товарища: «Прикрепи прищепки разного цвета на предметы такого же цвета, на одежду друга такого же цвета».Когда механизм прикрепления был освоен, уделяем  внимание согласованной деятельности рук у детей. Для развития данного умения необходимо держать в одной руке прищепку, в другой – какой-либо предмет (салфетка, платочек, карточка) и тренироваться прикреплять его к другим предметам. В таких заданиях следует напоминать детям, об очередности использования левой и правой руки. Расположение детьми карточек на вертикальной плоскости необходимо связывать с различными пространственными установками: «Расположите карточки с холодными оттенками в левой стороне, а с теплыми в правой»; «Карточки с предметами определенной геометрической формы, например, квадрата, расположи как можно выше…». «Карточки с предметами круглой формы – как можно ниже…». «Карточки с предметами треугольной формы закрепите на среднем уровне…». В этой игре постоянно осуществляется пространственная ориентировка ребенка  в помещении между двумя перпендикулярными плоскостями разной площади: горизонтальным столом с карточками (микроплоскость) и вертикальной сетчатой стеной (макроплоскость). Кроме того, за счет многих поворотов на 180 градусов, у детей тренируется вестибулярный аппарат. Аналогично можно учить детей составлять различные узоры (росписи) из готовых форм, ритмично располагая их на разных уровнях, сочетая по форме, цвету и размеру.

Задание «Руки в стороны». Дети должны найти такие карточки (с цветовыми спектрами), расстояние между которыми соответствуют максимальному расстоянию между их ладонями. Вначале ребенок зрительно выбирает две карточки на сетке, затем подходит и прикладывает к ним руки, это задание заставляет ребенка предварительно соизмерять расстояние между выбранными карточками  с размахом своих рук до следующей карточки. Таким образом дети учатся соизмерять предельную длину размаха своих рук со зрительным примериванием и закрепляют знания цветов спектра.

Задание «Запомни и найди». Цель игры в этом задании – развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации, последовательной ориентировке в микропростанстве (на столе) и макропространстве (вертикальной сетке).  На столе разложены дубликаты (копии) развешанных карточек с элементами любой росписи. Каждый ребенок переворачивают одну карточку, называет элемент росписи, запоминает его, оставляет карточку на столе и идет искать такую же на сетке. Когда ребята находят свою карточку, они снимают ее, возвращаются к столу и сравнивают с карточкой, лежащей на столе. Игра повторяется, пока все карточки не будут сняты.
Содержание данной методики по развитию двигательной активности детей с нарушением зрения  имеет упражнения еще по  12 сериям заданий и предполагает дальнейшую адаптацию игровых заданий на занятиях эстетического цикла в изобразительной деятельности.

В процессе работы по данной методике у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микро - и макропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память.



Материал подготовила тифлопедагог
Бержанская Е.А

Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 5519 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 3.0/2| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.12.2017]
Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию во вспомогательной школе-интернате (VIII вид)
[02.12.2017]
Коррекция недостаточности эмоционально-волевой сферы у детей с ОПФР
[02.12.2017]
Психология тревожности у детей
[02.12.2017]
Использование компьютерных технологий для коррекции эмоциональных нарушений в работе педагога-психолога

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи

[19.05.2017]
Как готовить ребенка к ходьбе
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz