Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 08:01 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Социально-нравственное развитие дошкольников с нарушением зрения
15.11.2010, 20:55
Социально-нравственное развитие дошкольников с нарушением зрения

                
Проблемы  формирования личности, с проблемами в развитии, неотделимы  от вопросов   практики социальной и социально-психологической адаптации.     Процесс адаптации ребенка, имеющего зрительную патологию, в обществе - это, прежде всего процесс его социально-психологической  реабилитации.

   В теории и практики социальной реабилитации сформулирован  принцип, который рассматривает реабилитацию, как реабилитацию личности  и ее дальнейшую социализацию.  Социально-психологическая реабилитация рассматривается, как восстановление психических  функций, процессов целостного адекватного поведения личности, имеющей врожденную патологию и осуществляемую психологическими средствами и методами.

В связи  с этим актуальное  значение приобретает   адаптация к  социальному окружению  ребенка  в условиях дошкольного образовательного окружения, приобретение опыта  общения   в  социальном пространстве  детского сада.
 
     В дошкольный период развития детской психики общение  выступает  как ведущий фактор, обуславливающий   накопление и усвоение новых знаний, навыков и умений, так как все новообразования психики этого периода формируются  в процессе ведущей деятельности, которая является мотивационно-смысловым видом, проходящим по схеме:
ребенок- общение – взрослый.
 
     По определению М. И. Лисиной:  « Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания отношений и достижений определенного результата ».

     Одним из важнейших  сензитивных периодов развития  коммуникативных связей детей  является дошкольный возраст.  В этом возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями  и потребностями других людей. Этот период чрезвычайно важен и для осуществления  целенаправленной  коррекционной работы с теми детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов, в частности дети с нарушением зрения, которым необходима  помощь тифлопедагогов и тифлопсихологов.

      Для    ребенка  с  нарушенным  зрением   общение   приобретает дополнительное   значение, так как оно является эффективным  средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Одной из специфических  закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем  мире, который  выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса  зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это    негативно    влияет на развитие составляющих
коммуникативной   деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности   и т.д.),  и  поэтому
требует специальных коррекционно - развивающих занятий.


      Ведущие тифлопсихологи А. Г. Литвак и Л. И. Солнцева отмечают, что у детей лишенных возможности зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученным способам компенсации, представления об эмоциях, мимике, жестах и пантомимике непрочные, расплывчатые, что в значительной степени затрудняет  межличностное общение. Невозможность дистантного восприятия мимических  и пантомимических  проявлений реальных характеристик и состояний субъекта,  также вызывает трудности формирования речевой функции.
       
      Дети  неадекватно  реагируют  на различные ситуации взаимодействия,  и неправильно их оценивают, что приводит к прекращению контактов  между детьми или малой их продолжительности.      Дети, испытывая такого рода трудности, становятся пассивными в процессе общения, не проявляют к нему интереса.  При решении конфликтных ситуаций никогда не обходятся,  без участия взрослых. Это является причиной тяжелой адаптации и дезадаптации детей с нарушением зрения в начальном звене школы.

     Таким образом, отсутствие четких представлений  о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения    навыками коммуникативной деятельности. В этой связи  актуальной проблемой  современной   тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие навыков общения у  детей с нарушением зрения.

   Представленная программа адресована тифлопедагогам  и тифлопсихологам, а так же педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля) работающим с детьми с нарушением зрения. Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью   игровых ситуаций  способствует усвоению детьми новых образцов  творческого поведения детей и перенесению  их в естественные жизненные ситуации.   Программа предполагает  установление  тесной взаимосвязи между взрослым и детьми,  что позволяет избежать  излишнего погружения  в  терапевтичность процесса. Учитывая, что зрительный дефект обедняет способность детей к подражанию,  то в связи с этим перед  педагогом  стоит серьезная задача  довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне.

       В работе с дошкольниками с нарушением зрения   особое внимание уделяется обучению тем общепринятым нормам поведения и  культуры  общения, которые позволяют приобрести умения  и навыки способствующие  благоприятной социализации.

              Выделенная проблема, развития  средств общения   у детей со зрительными нарушениями,  поэтапно решается       через реализацию данной  программы. А приведенные факты лишь подчеркивают необходимость целенаправленность управления процессом развития у дошкольников с нарушением зрения   невербальных и вербальных средств общения в сензитивный период их жизни с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка в условиях сенсорной зрительной депривации.

Развитие навыков   общения у детей  с нарушением зрения  для  обеспечения успешной социализации их  в обществе.

Задачи:
  •  Развитие  и укрепление мышечного аппарата, участвующего в  воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
  • Развитие   эмоциональной сферы.
  • Формирование основ самоконтроля и произвольной  саморегуляции.
  • Развитие  высших психических функций.
  • Развитие коммуникативных качеств и потребности в общении. 

Основные методы обучения.

                       1.Чтение, беседы, обсуждения, анализ.
                       2.Игры -  импровизации, игры с правилами, сюжетные игры   
                      
3.Игры на развитие высших психических функций.
                       4.Рисование: свободное, тематическое, фантазийное.
                       5.Просмотр   и анализ   этюдов, упражнений, видеофильмов,
                       6.Рассматривание    и  анализ   иллюстраций, рисунков   
                      
7.Психогимнастические упражнения и игры.
                       8.Игры с  элементами сказкотерапии, арттерапии.
                       9.Игры  с   песком, водой,   сыпучим   материалом   (крупы,  фасоль) 
                      10.Ритмопластические упражнения, самомассаж,  пальминг
                      11.Гимнастики: дыхательная, зрительная, пальчиковая.

                     
                      
                     Возможность решения коррекционных задач.

       Формирование реальных представлений о возможностях  человеческого  общения  у дошкольников с нарушением зрения является  одним из  важнейших средств  для преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия  действительности.

         Используя различные виды деятельность, направленные на всестороннее развитие ребенка, можно одновременно решать задачи  коррекции зрительного дефекта  и вторичных отклонений   у дошкольника с нарушением зрения. 
Способствуя познавательному развитию, эти занятия  дают            возможность  решать следующие   коррекционные задачи:
  •  коррекция и развитие  зрительного восприятия: формирование перцептивных действий (умение обследовать предметы по цвету, величине, размерам, определять положение в      пространстве);
  • развитие сохранных анализаторов;
  • воспитание осмысленного дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей  жизни;
  • качественное улучшение зрительных представлений;
  • коррекция  и   развитие  пространственной   ориентировки.



Материал подготовила тифлопедагог
Бержанская Е.А


Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 6731 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 1.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz