Социально-нравственное развитие дошкольников с нарушением зрения
15.11.2010, 20:55
Социально-нравственное развитие дошкольников с нарушением зрения
Проблемы формирования личности, с проблемами в развитии, неотделимы от вопросов практики социальной и социально-психологической адаптации. Процесс адаптации ребенка, имеющего зрительную патологию, в обществе - это, прежде всего процесс его социально-психологической реабилитации.
В теории и практики социальной реабилитации сформулирован принцип, который рассматривает реабилитацию, как реабилитацию личности и ее дальнейшую социализацию. Социально-психологическая реабилитация рассматривается, как восстановление психических функций, процессов целостного адекватного поведения личности, имеющей врожденную патологию и осуществляемую психологическими средствами и методами.
В связи с этим актуальное значение приобретает адаптация к социальному окружению ребенка в условиях дошкольного образовательного окружения, приобретение опыта общения в социальном пространстве детского сада.
В дошкольный период развития детской психики общение выступает как ведущий фактор, обуславливающий накопление и усвоение новых знаний, навыков и умений, так как все новообразования психики этого периода формируются в процессе ведущей деятельности, которая является мотивационно-смысловым видом, проходящим по схеме:ребенок- общение – взрослый. По определению М. И. Лисиной: « Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование их усилий с целью налаживания отношений и достижений определенного результата ».
Одним из важнейших сензитивных периодов развития коммуникативных связей детей является дошкольный возраст. В этом возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Этот период чрезвычайно важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы с теми детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов, в частности дети с нарушением зрения, которым необходима помощь тифлопедагогов и тифлопсихологов.
Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.
Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у этих детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной
деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности,
воображения, эмоциональности и т.д.), и поэтому требует специальных коррекционно - развивающих занятий. Ведущие тифлопсихологи А. Г. Литвак и Л. И. Солнцева отмечают, что у детей лишенных возможности зрительного, дистантного восприятия окружающей действительности и не обученным способам компенсации, представления об эмоциях, мимике, жестах и пантомимике непрочные, расплывчатые, что в значительной степени затрудняет межличностное общение. Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений реальных характеристик и состояний субъекта, также вызывает трудности формирования речевой функции.
Дети неадекватно реагируют на различные ситуации взаимодействия, и неправильно их оценивают, что приводит к прекращению контактов между детьми или малой их продолжительности. Дети, испытывая такого рода трудности, становятся пассивными в процессе общения, не проявляют к нему интереса. При решении конфликтных ситуаций никогда не обходятся, без участия взрослых. Это является причиной тяжелой адаптации и дезадаптации детей с нарушением зрения в начальном звене школы.
Таким образом, отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности. В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие навыков общения у детей с нарушением зрения.
Представленная программа адресована тифлопедагогам и тифлопсихологам, а так же педагогам (воспитателям и специалистам любого профиля) работающим с детьми с нарушением зрения. Обращение к внутреннему миру ребенка с помощью игровых ситуаций способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения детей и перенесению их в естественные жизненные ситуации. Программа предполагает установление тесной взаимосвязи между взрослым и детьми, что позволяет избежать излишнего погружения в терапевтичность процесса. Учитывая, что зрительный дефект обедняет способность детей к подражанию, то в связи с этим перед педагогом стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия на доступном дошкольникам уровне.
В работе с дошкольниками с нарушением зрения особое внимание уделяется обучению тем общепринятым нормам поведения и культуры общения, которые позволяют приобрести умения и навыки способствующие благоприятной социализации.
Выделенная проблема, развития средств общения у детей со зрительными нарушениями, поэтапно решается через реализацию данной программы. А приведенные факты лишь подчеркивают необходимость целенаправленность управления процессом развития у дошкольников с нарушением зрения невербальных и вербальных средств общения в сензитивный период их жизни с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка в условиях сенсорной зрительной депривации.
Развитие навыков общения у детей с нарушением зрения для обеспечения успешной социализации их в обществе.
Задачи:
Развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
Развитие эмоциональной сферы.
Формирование основ самоконтроля и произвольной саморегуляции.
Развитие высших психических функций.
Развитие коммуникативных качеств и потребности в общении.
Основные методы обучения.
1.Чтение, беседы, обсуждения, анализ. 2.Игры - импровизации, игры с правилами, сюжетные игры 3.Игры на развитие высших психических функций. 4.Рисование: свободное, тематическое, фантазийное. 5.Просмотр и анализ этюдов, упражнений, видеофильмов, 6.Рассматривание и анализ иллюстраций, рисунков 7.Психогимнастические упражнения и игры. 8.Игры с элементами сказкотерапии, арттерапии. 9.Игры с песком, водой, сыпучим материалом (крупы, фасоль) 10.Ритмопластические упражнения, самомассаж, пальминг 11.Гимнастики: дыхательная, зрительная, пальчиковая.
Возможность решения коррекционных задач.
Формирование реальных представлений о возможностях человеческого общения у дошкольников с нарушением зрения является одним из важнейших средств для преодоления зрительной недостаточности и отрицательных последствий отсутствия дистантного восприятия действительности.
Используя различные виды деятельность, направленные на всестороннее развитие ребенка, можно одновременно решать задачи коррекции зрительного дефекта и вторичных отклонений у дошкольника с нарушением зрения. Способствуя познавательному развитию, эти занятия дают возможность решать следующие коррекционные задачи:
коррекция и развитие зрительного восприятия: формирование перцептивных действий (умение обследовать предметы по цвету, величине, размерам, определять положение в пространстве);
развитие сохранных анализаторов;
воспитание осмысленного дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей жизни;
качественное улучшение зрительных представлений;
коррекция и развитие пространственной ориентировки.