Развитие игры слепых детей младшего дошкольного возраста - Тифлопедагогика - Теоретические материалы - Каталог файлов - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.02.2017, 04:38 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

Развитие игры слепых детей младшего дошкольного возраста
[ Скачать с сервера (22.0Kb) ] 15.11.2010, 21:40
Развитие игры слепых детей младшего дошкольного возраста


Развитие игровой деятельности слепых детей находится в тесной и непосредственной связи со всем их психическим развитием, с формированием умения манипулировать с предметами и использовать их соответственно назначению.

Первые специфические действия с предметами у нормально видящего ребенка возникают в младенческом возрасте. Для их развития характерны: фиксированность действий за определенными предметами, перенос действий на другие предметы и, наконец, воспроизведение действий без специального обучения и показа, на основе самостоятельного восприятия ребенком действий взрослых.

В процессе усвоения в преддошкольном возрасте предметных действий у детей происходит отделение действия от предмета. Это позволяет ребенку включиться в творческую игру, требующую умения заменять предметы и действия с ними словом, в тех случаях, когда игрушек и предметов нет в наличииТаким образом, творческая ролевая игра у нормально видящего ребенка возникает на основе овладения им предметными действиями. Дети становятся способными отграничить действия от самого предмета. Конечно, для возникновения игры одного этого факта недостаточно. Важной ее составной частью служит сюжет, который во многом зависит от уровня знаний окружающей социальной жизни ребенка. Именно включение предметного действия в сюжет игры делает его игровым.

Игровая деятельность слепых детей младшего дошкольного возраста весьма многогранна; ее возникновение и развитие зависят от многих условий. Среди них овладение моторикой собственного тела, понимание функциональных действий с предметами и умение практически их выполнять. Так же как и зрячие дети, слепые для развертывания игровой деятельности должны получить достаточно широкие знания о жизни окружающих людей. Огромное значение в этом приобретают коммуникации слепых детей, осуществляемые, в основном, через слово. Вербальные связи являются важным каналом получения информации и обогащения сюжета творческих игр слепых.

Трудности слепых детей при овладении речью в младшем дошкольном возрасте вызваны тем, что слепые дети не обладают достаточным запасом конкретных представлений. Следствием этого является неточное понимание смысла обращенной к ним речи. Однако, как мы показали ранее, в этот период .слепые продолжают активно накапливать запас слов, приобретают новые и совершенствуют имеющиеся практические знания грамматического строя языка и таким образом овладевают знаниями о жизни окружающих их людей. Теперь не только коммуникативная функция речи является средством компенсации слепоты, но и содержание речи, усваиваемое слепыми в активной предметной и игровой деятельности. С помощью речи ребенок получает новую информацию. Речь становится, таким образом, важным средством компенсации слепоты.

Л. С. Выготский писал: «Основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, несовпадение, расхождение обоих планов (биологического и культурного) развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка»

Чем ближе к основному, первичному дефекту находится зависимая функция, тем больше она страдает, и, чем раньше проявляется первичный дефект. тем значительнее и сложнее поражение вторичных страдающих функций. В связи с этим у слепого от рождения дошкольника большие нарушения выявляются в двигательной сфере и меньше — в речевом развитии. Возникающая при этом диспропорция в развитии двигательной и речевой сфер у слепого оказывает существенное влияние па характер его игры.

Осуществляемая нормально видящим ребенком игровая деятельность базируется на игровом действии, формирующемся па основе манипуляций с предметами, и па предметных действиях. Постепенное обобщение и сокращение предметных действий — таков путь возникновения игровых действий в норме. Игровое действие — это обобщенное и сокращенное предметное действие За подобным игровым действием  скрывается богатство различных образов действий, оно является абстракцией от многих действий, которые ребенок выполнял раньше и которыми он в совершенстве владеет. Эти схематичные игровые действия зрячие дети могут в любой момент конкретизировать, развернуть.

Формирование игровых действий у слепых детей происходит совершенно иначе. Слепые дети опираются на сравнительно бедный и ограниченный опыт практических действий, на плохо развитую моторику, а также на менее страдающую от слепоты речь. В тесном речевом контакте со взрослыми, являющимися источником и побудительной силой в усвоении знаний. слепые дети овладевают пусть и неточными, но достаточно широкими знаниями, которые позволяют им включаться в игровую деятельность. В таких условиях действия, возникающие в игре, протекают у слепого ребенка в виде манипулятивных действий с предметами и игрушками, в однообразных повторяющихся движениях и сопровождаются словесными описаниями воображаемых действий. Упрощенно можно было бы сказать, что процесс игровой деятельности слепого начинается с того, чем кончается формирование игрового действия в норме, т. е. с максимального его сокращения и обобщения. Однако сходство здесь чисто внешнее. Психологическая сущность этих игровых действий совершенно различна. Если в основе игрового действия зрячего ребенка лежит хорошо знакомое ему конкретное предметное действие, готовое в любую минуту развернуться в полное, то у слепого глобальное игровое действие не несет в себе информации о конкретном действии. Процесс формирования подлинно игрового действия у слепых детей осуществляется при использовании ими речи, при наличии благоприятной для игры мотивационной установки на принятие помощи, оказываемой воспитателем, для того чтобы бедное по содержанию игровое действие обогатилось конкретными действиями. соответствующими выполняемой ребенком роли.

Очень важным моментом для начала игры слепых детей младшего дошкольного возраста должно стать наличие соответствующих представлений. Однако, как показало наше исследование, двигательные представления могут у слепых отсутствовать или быть очень неточными, глобальными действиями (в этих случаях слепой действует примитивно, осуществляя лишь внешний приблизительный абрис движения). Обязательным же и необходимым условием проведения игры является наличие хотя бы словесных представлений и знаний о сюжете игры, о предмете, изображаемом в игре.

Такая резкая диспропорция между знаниями слепого ребенка и практическими умениями не мешает возникновению у него творческой игры, в процессе которой появляются предпосылки для активного развития восприятия и представлений тех модальностей, которые ранее развивались менее успешно.

Таким образом, необходимым условием возникновения и развития творческих игр является накопление детьми определенных знаний и представлений об окружающем мире. Однако этот процесс двусторонний, поскольку сама игровая ситуация является важной предпосылкой и условием усвоения знаний...

Материал подготовила тифлопедагог

Бержанская  Е



Подробнее ознакомиться с данным материалом можете скачав с сервера
Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 2858 | Загрузок: 377 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz