Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 21.10.2020, 07:16 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Теоретические материалы » Тифлопедагогика

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
03.12.2010, 21:50


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
ПОЗИЦИИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ


Крупнейшие педагоги-авторы, такие как А.Макаренко, Я Корчак, В. Сухомлинский и др. показали огромное значение оптимистического мажорного тона не только в судьбе коллектива, но и в развитии и судьбе отдельной личности. В создании психологического климата оптимального для формирования личности определяющим является характер взаимоотношений взрослого и ребенка, проникнутый духом уважения, доброжелательности и доверия. А это накладывает определенные обязательства не только на общественное, но и на семейное воспитание, которые взаимосвязаны между собой.

Дополняя друг друга в определенных границах, они, вместе с тем, в целом не являются равнозначными. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем общественное, т.к. его проводником является родительская любовь.
При правильном понимании особенностей слепого ребенка и адекватном отношении к его дефекту, семья может добиться в его воспитании значительных успехов, причем зачастую более коротким путем, чем любые другие формы общественного влияния.

Ничто не может полностью заменить семейного воспитания, никто не имеет больших возможностей для влияния на личность слепого ребенка, чем любящие отец и мать, бабушка и дедушка. Никто не понимает и не чувствует его душу так, как родители. Ведь стержень личности формируется в семье, а школа, общество лишь завершают дело. Дом, родители – это истоки, с которых берет начало характер ребенка, формируется ценность его как личности и благоприятная семейная обстановка прежде всего ответственна за это.

Ребенка и взрослого объединяют не односторонние, а двусторонние отношения, т.к. не только взрослый воздействует на ребенка, но и ребенок оказывает влияние на характер семейных отношений и на родителей. Это объясняется тем, что свои права и обязанности имеют как тот, так и другие. Признание этого обстоятельства создает фундамент, на котором покоятся семейные отношения. Характер этих основных базисных взаимных установок создает и предопределяет в каждой семье неповторимый стиль и колорит.

Существующий в семье климат зависит от типа отношений, который господствует в ней, от взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также, и может быть, в первую очередь, от их отношения к ребенку. Как мы знаем, семья передает своему ребенку духовные ценности и идеалы, являющиеся ее достоянием. Если в семье хорошая атмосфера и отношения с ребенком складываются благоприятно, то это неминуемо скажется в будущем на общей социальной позиции слепого ребенка, на его общем отношении к себе, к окружающим людям и обществу, которая будет иметь тенденцию развиваться в положительном, благоприятном плане.

Что же значит благоприятная для развития слепого ребенка семейная атмосфера? Если в семье, где живет слепой ребенок, царит дух теплоты, взаимного уважения и, что исключительно важно и ценно, атмосфера понимания между членами семьи, то ребенок может расти и развиваться беспрепятственно. Такие семейные отношения можно охарактеризовать как гармоничные, с присущим им дружеским, задушевным и доверительным стилем общения.

Всех членов такой семьи связывает, помимо чувства взаимной привязанности, также и высокая степень духовной, психологической близости. Поэтому общение родителей со своим слепым ребенком развертывается в такой семье не только с субъективным ощущением легкости, но и с высокой степенью доверительности и согласия.

Все эти факторы и обеспечивают процесс отождествления ребенка с одним из родителей, благодаря чему и происходит принятие и усвоение им ценностных ориентаций семьи, жизненных установок и мировоззренческих позиций.
Попробуем разобраться более детально, что же лежит в основе такого типа взаимоотношений в семье.

Подобная гармоничная, здоровая атмосфера появляется, прежде всего, на фундаменте уважительного отношения к личности не только взрослых членов семьи, но и к личности слепого ребенка. Это является первым принципом, на котором строится общение в данной семье. Если родители видят в своем слепом ребенке личность уже сегодня (как бы он ни был мал и беспомощен), а не потом, когда-нибудь, то они уважают его и интересуются им и его жизнью. Такое уважительное и заинтересованное отношение сквозит во всем. В том, что слова ребенка, как правило, не подвергаются сомнению, в том, что его способности и возможности не ущемляются, а его суждения и мнения, может быть и незрелые, спокойно выслушиваются, принимаются всерьез и поправляются без того, чтобы его унизить. В таких условиях слепой ребенок чувствует, что он заслуживает уважения и доверия, и это является необходимой предпосылкой для развития у него адекватного уровня собственного достоинства, без которого не может быть сформирована социально ценная личность.

Следует специально подчеркнуть, что слепой ребенок в такой семье, будучи ценным для окружающих его взрослых, тем не менее воспринимается ими не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений. Подобный тип семейных взаимоотношений обеспечивает подлинный авторитет взрослых, подлинное уважение к ним ребенка.
Вторым краеугольным камнем доминирующим взаимоотношения и создающим атмосферу в семье является душевное тепло, связывающее всех ее членов. Большое значение для успешной жизнедеятельности человека имеют эмоциональные впечатления. Прежде всего это касается положительных эмоций. Потребность в общении у слепого ребенка неразрывно связана с его потребностью в ласке. Не будет преувеличением сказать, что потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у слепого ребенка не менее сильна, чем потребность в пище. Духовная сфера слепого ребенка нуждается в постоянном притоке положительных эмоциональных впечатлений. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивного воспитания и обучения. Радость ребенка во всех его проявлениях является предметом особого внимания и бережного отношения со стороны всех членов семьи, в которой растет слепой ребенок. Они хорошо знают, как важно не только проектировать будущую радость ребенка, не только формировать его положительную жизненную перспективу, но и создавать, а также поддерживать и беречь положительное настроение сегодняшнего дня. В таких семьях родители умеют как поддерживать спонтанно возникающие проявления детей, так и успешно создавать, нести радость ребенку. Они не так скупятся на добрые слова, прикосновения к ребенку. Они очень нежны в ласке. При этом они не обязательно ласкают ребенка специально, ласка пронизывает все их деятельное общение со слепым ребенком. Такие родители хорошо знают, какой великой силой обладает теплое материнское прикосновение или мужественная нежность отца. Порой такое влияние на ребенка бывает куда большим, нежели вещественные подарки или продолжительная беседа с ним. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития слепого ребенка. В такой семье взаимоотношения взрослых и ребенка сложились так, что он живет с любовью к людям и атмосфере любви.

Ощущение уверенности, адекватное развитие у слепого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения зависит от того, является ли он предметом бескорыстной родительской любви. Ощущение собственной ценности зависит от спонтанной любви и уважения тех, с кем ребенок себя отождествляет, с кого он берет пример, чей образ для него более всего значим – т.е. с родителей. Именно поэтому так важно, чтобы родители любили ребенка таким, каков он есть. Считая его ценным самим по себе, а не потому, что он угождает им, не потому, что он послушен или проявляет какие-то способности, или вообще «за что-то». Вот такой безусловной родительской любовью и любят родители своего ребенка в анализируемой нами семье. Они знают, что уважение человека к себе, гордость собой автоматически не следует за успехом и не основываются на способностях или привлекательности. Для самоуважения слепому ребенку необходимо иметь опыт безусловной родительской привязанности, безусловного родительского уважения. И это является тем душевным богатством, значение которого для полноценной компенсации слепоты трудно переоценить.

Сказанное не исключает важности фактора успеха в жизнедеятельности слепого ребенка, но это вторичное. Основным, принципиальным фактором, бесспорно, является наличие безусловного принятия слепого ребенка семьей, наличие безусловной родительской любви.

Все вышесказанное предполагает большую требовательность к ребенку. И это является третьим основополагающим принципом, на котором строится оптимальная для слепого ребенка семейная среда. Осуществление принципа требовательности, без всяких скидок на дефект ребенка, задача вполне реальная, хотя и нелегкая. В таких семьях взрослые очень много требуют от ребенка. Но их требовательность основана на любви и уважении к ребенку – желая, чтобы он слушался, родители не скупятся доказывать разумность своих требований. Поэтому регуляция и контроль за поведением ребенка осуществляется мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам.

Такие родители, когда нужно, не боятся проявить твердость в отношении к своему ребенку. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо. Наказание в такой семье – исключительное явление. Родители добились того, что в наказании, как методе воспитания, просто нет необходимости. В таких семьях воочию выступает педагогический закон, гласящий, что существо дисциплины, ее 9/10 – это любовь, которую ребенок испытывает к воспитателю.

Атмосфера радости и счастья в таких семьях строится на реализации принципа единства труда, трудового усилия и наслаждения, а это значит, что труд такому ребенку доставляет подлинные мгновения счастья. И это обстоятельство является исключительно важным. В таких семьях очень хорошо известно, что удовольствие, радость выполняют воспитывающую функцию лишь тогда, когда они сопряжены с трудом, с мускульным или мыслительным напряжением ребенка. Это приучает слепого ребенка и к волевому усилию, без которого невозможен никакой труд. Зная это, родители с самого раннего возраста постепенно, но систематически и последовательно вовлекают своего слепого ребенка в труд по самообслуживанию, в бытовой труд – помогающий взрослым, а также в специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления  всяких трудностей, от исследований, от действий по собственной воле, собственной инициативе. Он научается вступать в прямое, непосредственное взаимодействие с предметным миром, а также в прямое непосредственное общение с людьми. Его опыт взаимодействия с окружением служит источником коррекции его восприятий и знаний. Такая самокоррекция с помощью обратной связи оказывается возможной благодаря открытости слепого ребенка окружению и отсутствию у него страха перед ним.

Самостоятельность в преодолении трудностей предполагает постепенность в наращивании физических и интеллектуальных трудностей, постепенность в росте сложности заданий для слепого. Все это не исключает, а предполагает также безусловную помощь взрослого (особенно на начальных этапах) в случаях, когда ребенок сталкивается с непосильными для него трудностями.

Взрослые члены такой семьи, где растет слепой ребенок, тонко и проницательно умеют отметить и зафиксировать любой его успех как в учебе, так и в труде. Поэтому любое достижение слепого ребенка оказывается разделенным всеми членами семьи, а потому и усиленным в несколько раз. Все это и создает ему ощущение радости, уверенности и раскованности. В такой семье всегда стараются найти в действиях ребенка удачные моменты, например, усердие или элементы самостоятельности, творчества, хотя бы небольшое продвижение вперед в темпе выполнения задания и т.п. Очень важно обнаружить то, что безусловно является достоинством слепого ребенка и только за это, но уже не скупясь на добрые слова, искренне похвалить его. Такая оценка деятельности ребенка взрослым, не его недостатков, ошибок, а прежде всего достоинства, фиксирующая то, что хорошо получается, чем ребенок смог овладеть, помогает ему осознать и укрепить свои индивидуальные положительные особенности, индивидуальные преимущества, с помощью которых он может быстрее преодолеть трудности познания и активного усвоения окружающего. Это умение вовремя, а главное за дело похвалить ребенка в значительной степени помогает сделать труд и обучение слепого ребенка радостным и интересным, способствуя тем самым их максимальному компенсаторному эффекту.

Требовательность, умеющая учитывать желания и волю самих детей, создает вместе с тем у них ощущение свободы и самостоятельности, в высшей степени благоприятствуя их творческим проявлениям. Такая требовательность не подавляет ребенка, а способствует наиболее полному и оптимальному развитию его как личности.

В заключении коснемся последнего – четвертого принципа, на котором строится благополучие таких семей. Мы затрудняемся квалифицировать его в полной форме, по всей вероятности, наиболее близко к нему подходят понятия ответственности и самокритичности. По сути дела этот принцип проявляется в умении взрослых членов такой семьи спрашивать с себя не меньше, а больше, чем со своего ребенка, в необходимости постоянно проверять и контролировать самих себя – правильно ли я поступил, прав ли я, не позволяю ли своему плохому настроению, своей досаде выливаться на моего слепого ребенка и т.п. Взрослые в таких семьях способны признавать свои ошибки, и, что очень важно, не только в кругу взрослых членов, но и перед ребенком. В основе подобного стиля общения лежит тот факт, что такие родители не отказываются от борьбы с собой, со своими собственными недостатками и неумением, им присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и всей семье, непрерывное прогрессивное изменение, движение к лучшему.

В результате реализации всех этих принципов семье совместно со школой удается подготовить слепого ребенка к активному и плодотворному участию в жизни общества, подготовить ребенка к работе в коллективе и для коллектива.
 





Г.А. Буткина








Категория: Тифлопедагогика | Добавил: Melanna
Просмотров: 2656 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz