ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ
03.12.2010, 23:27
ПОДГОТОВКА СЛЕПОГО ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ
Многие дети с глубокими нарушениями зрения в первые годы обучения в школе испытывают большие трудности при овладении основами наук, в частности, математикой. Выполнение инструкций учителя, овладение навыками счета, решение арифметических задач, построение геометрических фигур и чертежей и многое другое вызывает у слепых детей гораздо большие трудности по сравнению с их зрячими сверстниками. Одной из основных причин этих трудностей является недостаточная подготовка слепого ребенка к школьному обучению до школы. Как правило, неподготовленными к обучению математике оказываются дети, воспитывающиеся в семье. Чаще всего это результат чрезмерной опеки родителей. Они не учитывают того, что многие понятия, приобретенные зрячим ребенком в повседневной деятельности, становятся достоянием незрячего только на специальных занятиях. В связи с этим обучение слепого ребенка в школе будет тем успешнее, чем большим объемом знаний и представлений он овладеет в дошкольном возрасте.
В этой статье мы бы хотели обратить внимание родителей на некоторые вопросы, связанные с особенностями подготовки детей с глубокими нарушениями зрения к изучению основ математики в школе.
Развитие у слепых детей элементарных математических представлений необходимо проводить в следующих направлениях: 1) ориентировка в пространстве; 2) ориентировка во времени; 3) дифференциация предметов по форме и величине; 4) установление количества.
Ориентировка в пространстве и времени требует выработки у детей правильных способов узнавания с помощью осязания и остаточного зрения и называния предметов быта, игрушек, движения в квартире, в доме, во дворе, опираясь на эти знания. Для того, чтобы ребенку было легче ориентироваться в квартире, надо размещать мебель так, чтобы она не мешала ему свободно передвигаться.
Многие предметы слепой ребенок не может обследовать целиком (например, шкаф). Чтобы помочь ребенку создать более верные представления о предмете, следует познакомить с его назначением (показать, что в одной части шкафа есть полочки, на них лежит белье, одежда и пр., в другой – висят костюмы, платья и т.п.).
Прежде чем учить ребенка различать пространственные направления (справа, сзади, рядом, около, между, над, под и т.п.), необходимо, чтобы он умел хорошо различать правую и левую руки. С этой целью надо использовать различные жизненные ситуации: «Держи ложку в правой руке, а хлеб в левой», «Найди сама куклу, она справа от тебя» и др.
Давая детям понятия «далеко-близко», надо помнить, что для слепых малышей «близко» расположены лишь непосредственно окружающие их предметы. По мере того, как вы будете помогать расширять их пространственный мир, будет меняться и содержание понятий «далеко-близко» (магазин - близко, парк – далеко).
При ориентировке в пространстве следует обращать внимание детей не только на ощущения, получаемые с помощью осязания, но и на слуховые, зрительные (при остаточном зрении), обонятельные и температурные ощущения.
К 7 годам слепой ребенок должен знать части суток; правильно пользоваться словами «сегодня», «завтра»; знать названия дней недели; иметь представление о временах года; учиться последовательно называть месяцы; иметь представление о том, к какому времени года принадлежит каждый месяц.
Большое значение в пропедевтике математики имеет развитие у слепых детей представлений о величине предметов по различным параметрам (длине, ширине, высоте, весу, объему), сравнению звуков по громкости (громче - тише).
Сначала следует сравнивать контрастные предметы (большая и маленькая ложки, высокий стул для взрослых и низкий для детей и т.п.). В дальнейшем легко использовать предметы незначительно отличающиеся по нужному параметру (например, матрешки, кубики-вкладыши, кольца пирамид и т.п.).
Остановимся подробнее на обучении слепых детей различению и названию геометрических форм и счету предметов.
К 5 годам дети должны различать и называть плоские и объемные геометрические тела: круг, треугольник, шар, куб. К 6 годам, помимо перечисленных фигур – квадрат, прямоугольник, овал, цилиндр. Сначала следует учить детей различать формы, а потом называть их. В возрасте от 6 до 7 лет детей надо учить видоизменять геометрические фигуры: составлять из двух треугольников квадрат, из двух квадратов – прямоугольник, из частей круга – полный круг и т.п. Такие упражнения развивают логическое мышление и вырабатывают движения рук детей, подводят их к пониманию соотношения части и целого.
Для занятий по развитию представлений о геометрических формах можно приобрести в «Детском мире» набор «Учись считать», в котором содержаться геометрические фигуры, изготовленные из приятного на ощупь и ярко окрашенного материала. Для этих целей могут служить и детали конструкторов и мозаик.
Но главное внимание в процессе закрепления знаний о геометрических формах необходимо уделять тому, чтобы научить детей находить в окружающих предметах знакомые фигуры: подставка для чайника квадратная, косынка треугольная, обложка книги прямоугольная, мячик имеет форму шара, карандашница цилиндрическая и т.д. Причем все эти фигуры надо давать ребенку ощупывать и самостоятельно определять их форму.
Многие дети, поступающие в школу слепых, умеют считать до 10, 20 и даже до 100. Как правило, родители этих детей считают, что этого достаточно для того, чтобы их малыши при изучении математики не испытывали трудностей. Но знать прямой счет (счет в прямом порядке) – это не значит быть готовым к изучению математики. Бывает, что ребенок запоминает числа по порядку, как стихотворение, но не умеет ориентироваться в них: не может ответить, какое из двух данных чисел больше, почему за числом 3 идет число 4, не может пересчитать предметы и т.п.
Прежде, чем учить детей считать, необходимо, чтобы они умели составлять группы из однородных предметов (кубиков, кружков, грибочков, солдатиков, палочек и. т.п.), сравнивать одну группу предметов с другой, определяя без счета количественные отношения: больше, меньше, поровну.
Для сравнения предлагайте ребенку количества, отличающиеся друг от друга на одну единицу (на один предмет) или равные. Равенство и неравенство групп предметов можно учить детей устанавливать, например, так: дайте ребенку три кубика и три кружочка, попросите расставить кубики в ряд на столе, затем на каждый кубик попросите положить по кружочку. В ходе выполнения этого задания ребенок сможет убедиться, что кубиков и кружочков равное количество.
Сравнение лучше всего проводить и закреплять в игре и в повседневной деятельности ребенка. Например, ребенок играет в куклы, их две. Дайте ему три (две, одну) конфеты и попросите каждой кукле дать по одной конфете. Затем спросите, обеим ли куклам хватит конфет, будут ли лишние конфеты и т.п. Помогите ребенку сделать вывод: «Конфет больше (меньше), чем кукол, равно числу кукол».
При знакомстве с числом «1» надо объяснять ребенку, что счет всяких предметов начинается с этого числа: один диван, один шкаф, одна машина и т.д. Говоря об этих предметах, надо показать их детям. Затем можно попросить ребенка положить на стол перед собой один кубик, одну палочку и т.п., показать один пальчик, сделать один шаг, хлопнуть один раз в ладоши, назвать по памяти какой-нибудь предмет.
Образование числа «2» можно объяснить, например, так: «Положи на стол один кубик и положи рядом с ним еще один кубик. Получилось два кубика. Как получилось число два? К одному прибавили один, получилось два. Число два состоит из одной единицы и еще одной единицы – из двух единиц».
Точно также можно объяснить образование и состав чисел три, четыре, пять. К 6 годам ребенок должен уметь считать и знать состав натуральных чисел до пяти. Например, число четыре – это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3; или четыре раза по 1.
Постарайтесь довести до сознания ребенка факт о независимости числа от размера взятых для счета предметов. Покажите, что, если взять две большие и две маленькие куклы, то их будет поровну, а 2 больших кубика по количеству меньше 3 маленьких кубиков. Хотя как те, так и другие помещаются в руке ребенка. Число не зависит и от расстояния между предметами, его образующими: пять тесно поставленных кубиков по количеству больше четырех кубиков, стоящих на расстоянии друг от друга, хотя группы эти занимают равные площади (например, умещаются на ладошке ребенка).
Во время счета не следует прибегать к помощи пальцев – в школе будет трудно отвыкнуть от этой привычки. Лучше использовать разнообразные предметы: игрушечные машинки, матрешки, рыбки, кубики, палочки и т.д.
В результате занятий ребенок должен понять, что каждое новое число получается прибавлением одной единицы к предыдущему числу: к одному прибавить один, получиться два; к двум прибавить один, получиться три и т.д. Причем, следует учить считать не только в прямом порядке (1,2,3,4,5), но и в обратном (5,4,3,2,1). Делать это надо тоже на предметах, а не заучивать механически. Можно, например, предложить ребенку положить на стол 5 кубиков. Затем, убрав один из них, предложить убедиться (пересчетом) в том, что осталось 4 кубика. Затем попросить убрать еще один кубик и убедиться в том, что осталось 3 и т.д.
Кроме того, составлять и считать надо группы не только из однородных, но и разнородных предметов. Например, пусть малыш пересчитает свои любимые игрушки, среди которых могут быть машины, пистолеты, мишка и т.п.
После 6 лет аналогичную работу надо проводить над числами 6,7,8,9,10. Нет необходимости выходить за пределы первого десятка. Пусть ваш ребенок усвоит счет только в пределах десяти, но осмысленно, тогда в дальнейшем усвоение счета и операций над большими числами для него не представят значительных затруднений.
Полезно научить детей считать от заданного числа до заданного (от 5 до 9, от 3 до 7 и т.п.). Порядковый счет хорошо закреплять в игре следующего характера: надо расставить в ряд разные игрушки и попросить ребенка сосчитать их («первый, второй, третий» и т.д.). При этом следите за тем, чтобы малыш считал правой рукой слева направо, - это важный навык. Затем уберите одну из игрушек и попросите ребенка сказать, какую по счету игрушку вы убрали. Для занятий по развитию элементарных математических представлений можно использовать и двустрочные счеты, и комплект пластмассовых плоскопечатных цифр. С ними можно ненавязчиво в ходе игры познакомить дошкольника. В школе слепых детей учат писать рельефно-точечным шрифтом, однако знание плоскопечатных цифр еще до школы будет полезно ребенку, т.к. учащихся с ними также знакомят.
Готовя детей к изучению математики на специальных занятиях, закрепляя полученные знания в повседневной их деятельности, стремитесь одновременно к расширению запаса конкретных представлений ребенка о предметах окружающего мира. В школе это поможет ему и при работе с рельефными рисунками, содержащимися в учебниках математики и используемые учителем в качестве наглядного материала, и при решении задач. Представьте, как трудно понять рисунок слепому ребенку, если он никогда не видел изображенный на нем предмет; как трудно ему перевести задачу на язык математической символики, если он не понимает всех слов в условии задачи и не может представить себе ситуацию, описанную в ней. Например, в задаче идет речь о сорванных детьми с грядки морковках. Ребенок никогда не видел, как растет морковь, не знает, что она имеет ботву, даже не представляет форму моркови, т.к. в пищу ему ее подавали только в тертом виде. Естественно, что зная только слово «морковь» и вкус тертой морковки, ребенку трудно рассуждать о том, сколько морковин сорвали с грядки, тем более, что и слово «грядка» многим слепым детям до школы не знакомо.