Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями умственного развития 3 – 5 лет Материал подготовлен администратором сайта Мельниковой В.А.
Прекрасен и разнообразен окружающий мир. Для детей он таит множество открытий. Для умственно отсталого ребенка самостоятельное познание мира затруднено. Без помощи взрослых он воспринимает окружающую действительность очень поверхностно. Поэтому проблема сенсорного воспитания занимает важное место в дошкольном образовании детей с интеллекту-альной недостаточностью (умственной отсталостью). Приступая к коррекционной работе с дошкольниками, необходимо обратить внимание на индивидуальных особенностях развития ребенка, определить его сенсорный опыт. Исследования Н.Г. Морозовой, А.А.Катаевой, О.П.Гаврилушкиной показали, что в начале дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью не сформированы даже элементарные познавательные и моторные функции. Они испытывают трудности в зрительных, тактильных восприятиях и осмыслении впечатлений. У детей отмечаются затруднения в переносе сенсорного опыта в новые ситуации. Дети затрудняются соединять сенсорный опыт со словом. Зачастую слова, обозначающие сенсорные эталоны употребляются не правильно за счет нарушения слухового восприятия и фонематического слуха. Таким образом, преодоление отклонений в сенсорном развитии составляет основу коррекци-онной работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта. Общие задачи сенсорного воспитания: • формирование у детей знаний о сенсорных эталонах (свойствах и качествах предметов) в тесной связи с развитием речи; • развитие интереса к познанию свойств и качеств предметов окружающей действительности. Для решения поставленных задач необходимо: • сочетать словесные и наглядные методы обучения с жестами и практической деятельностью; • использовать совмещенные действия взрослого и ребенка, подражание, выбор по образцу Сенсорное развитие важно осуществлять не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В 3-5 года проводится коррекционная работа по формированию и развитию зрительного внимания, подражания. Зрительное восприятие связано с определением цвета, формы, величины. Формируются сенсорные эталоны поэтапно. 1-ый этап
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|