Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 21.10.2020, 11:14 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Работа с дошкольниками

Работа с детьми раннего возраста (рекомендации для дефектологов)
23.07.2010, 21:23
Работа с детьми раннего возраста
(рекомендации для дефектологов)

1. Консультирование – это такая форма работы с семьей, где объектом консультативно - просветительского процесса является не только ребенок с нарушениями в развитии, но и его семья.

Родители регулярно и систематически, через определенные отрезки времени (не реже 1-2 раз в месяц), получают целенаправленные задания с методическими рекомендациями по их выполнению для работы со своим ребенком. На консультирование зачисляются, как правило, дети с незначительным отставанием в развитии.


Примерный план работы
I. Беседа с родителями:
  1. Изменения, произошедшие в развитии ребенка за истекший период (беседа с родителями).
  2. Возникшие проблемы в работе, пути решения проблем.
  3. Заполнение карты развития (по необходимости).
II. Работа с ребенком и практическое обучение родителей приемам и методам работы с ним:
  1. Установление контакта с ребенком (в игровой форме). Так как консультирование проводиться 1-2 раза в месяц, необходимо особое внимание уделить налаживанию контакта с ребенком, установлению доверительной связи между незнакомым взрослым (специалистом) и малышом, при взаимодействии с ребенком необходимо поддерживать радостное настроение, удовлетворять потребности ребенка в доброжелательном внимании. Необходимо войти в доверие к ребенку, а ребенок должен  начать взаимодействовать.
  2. Проведение занятия с ребенком (с комментариями для родителей). Наблюдение матери за проведением индивидуального занятия дефектолога. Наблюдение за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения им определенных правил поведения, знаний и навыков помогают родителям лучше понять его трудности, оценить адекватность требований и занять более правильную воспитательную позицию в семье.
  3. Анализ содержания занятия (какие упражнения и игры использовались, их цель, задачи, чего удалось добиться, а какие задания надо повторить еще).
  4. Анализ педагогических приемов работы с ребенком.
  5. Наблюдение за совместной деятельностью родителей и ребенка, оценка их сотрудничества (по необходимости).
  6. Определение перспективы дальнейшей работы с ребенком.
  7. Проведение консультации по запланированной теме или консультация по интересующим вопросам родителей.
III. Подведение итогов визитирования.

2. Индивидуальное коррекционное занятие, направленное на восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и/или устранение ограничений активности. Индивидуальное коррекционное занятие проводиться не реже 2 раз в неделю. На индивидуальных коррекционных занятиях дефектолог работает самостоятельно с ребенком, а маму просит фиксировать весь ход занятия. От родителей требуется повторять дома задания, копировать действия дефектолога и их последовательность.

Требования к организации занятий с детьми раннего возраста

  1. Учебный (предоставляемый) материал соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам.
  2. Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка.
  3. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки.
  4. Использование игровой мотивации на всех занятиях.
  5. Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.
  6. Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
  7. Занятие должно носить интегративный  характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия.
  8. Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.
  9. Работа по развитию речи должна прослеживаться  на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на  каждом этапе занятия).
  10. Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 -20 минут (с детьми самостоятельно не передвигающимися, с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом возможно проведение индивидуальных занятий продолжительностью 30-45 минут).
  11. Иногда требуется дополнительная работа по включению ребенка в занятие, что приводит к удлинению занятия (в зависимости от особенностей ребенка).
  12. Занятие должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам.
  13. Принцип создания успешности.
  14. Занятия должны носить предметно-практическую направленность.

Примерная структура занятия с детьми раннего возраста
I.Организационный момент (игры и упражнения на установление эмоционального контакта с ребенком, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков).
II. Основная часть.
1.Упражнения на развитие сенсорного восприятия:
  • игры для  развития зрительного восприятия;
  • игры для  развития слухового  восприятия.
2. Игры и упражнения по развитию речи.
  • артикуляционная,  дыхательная гимнастика;
  • игры по стимулированию  звуковой  активности.
3. Игры, направленные на физическое развитие:
  • упражнения по  развитию движений руки и действий  с предметами;
  • упражнения по развитию общей моторики;
  • развитие ориентировки в пространстве.
III. Подведение итогов занятия.


Примерное содержание работы по повышению уровня компетентности родителей
1. Знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка.
  • Роль и формы общения с ребенком на том или ином возрастном этапе.
  • Значение ситуативно-делового общения, приводящего к дальнейшему развитию и качественному преобразованию  предметной и игровой деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи.
  • Возникновение и развитие речи.
  • Знакомство с понятиями «ведущая деятельность», «зоны актуального и ближайшего развития».
2.Значимость целенаправленных занятий для психофизического развития ребенка.
3. Значение режима дня в жизни ребенка.
  • Занятия и отдых малыша в семье.
  • Как лучше организовать режим прогулки.
  • Как развивать самостоятельные действия ребенка в процессе выполнения режимных моментов.
4. Роль предметно-развивающей среды в развитии ребенка раннего возраста.
  • Что такое предметно-развивающая среда.
  • Как организовать предметно-развивающую среду в семье.
  • Значение игрушки для общения ребенка со взрослым.
  • Игрушки: роль, виды, назначение.
  • Критерии оценки игрушки при покупке.
  • Игра, роль, этапы формирования, виды, организация игры в домашних условиях.
5. Значение общения в жизни и развитии ребенка раннего возраста.
  • Виды общения, их роль в психическом развитии ребенка.
  • Когда и как организовать общение взрослого с ребенком на прогулке.
  • Нужно ли ребенку общение с другими детьми.
6. Развитие навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста.
  • Приемы формирования навыков самообслуживания и опрятности  определенные возрастные периоды.

Категория: Работа с дошкольниками | Добавил: Melanna | Теги: коррекционное занятие, структура, рекомендации для дефектологов, ранний возраст, работа с детьми раннего возраста, консультирование, рекомендации
Просмотров: 19317 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 4.2/6| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz