Перспективный план коррекционной работы
учителя-дефектолога ПКПП
по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР (
(IY год обучения, 5-6 лет)
)
Программное обеспечение: Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (авторы-составители Ю.Кислякова, Л.Мороз, Республика Беларусь)
На 4-м году обучения дети учатся правильному использовинию в речи основных грамматических категорий, упражняются в словоизменении (по родам, числам, падежам) и словообразовании. Закрепляется умение составлять различные типы предложений, употреблять слова в определенной последовательности. Продолжается обучение рассказыванию (составлению рассказов по серии сюжетных картин, по опорной схеме и др.). Осуществляется работа по предупреждению и преодолению аграмматизма. На 4-м году обучения наряду с формированием правильного произношения звуков (сонорных, аффрикат), дифференциации смешиваемых звуков продолжается работа по развитию восприятия речи, овершенствованию просодических компонентов речи (силы, тембра голоса, темпа речи), по формированию орфоэпически правильной речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи важно формировать осознание особенностей своего произношения, вырабатывать слуховой контроль за речью. На занятиях по формированию произносительной стороны речи вырабатывается кинестетическая основа артикуляторных движений, формируются слухо-рече-двигательные координации. Отличительной особенностью занятий является этап знакомства со звуком, характеристики его по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе показывается артикуляция звука (положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука), уточняются акустические признаки звуков, осуществляется образное сравнение звука со знакомым объектом, может использоваться зрительный символ звука (з-з — звенит комар, ш-ш — шипит змея). Занятие по формированию произносительной стороны речи может включать следующие структурные компоненты: мимические, голосовые и дыхательные упражнения, разнообразные задания, направленные на усвоение детьми лексико-грамматического строя речи, игры на развитие общей и мелкой моторики (конструирование букв из пальцев рук, из палочек, каштанов, шнурков), игры на развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти и др.), психогимнастику, релаксацию. Учитывая, что у детей с тяжелыми нарушениями речи восприятие звуков в словах затруднено, можно использовать прием утрированного произнесения изучаемого звука. Дети учатся воспринимать звук на слух, узнавать его в речевом потоке, четко произносить в звукокомплексах, слогах, словах, предложениях, стихотворениях, рассказах. Порядок усвоения звуков планируется в соответствии с появлением их в онтогенезе. Учитель-дефектолог (учитель-логопед) варьирует последовательность изучения звуков, количество занятий по изучению определенного звука, исходя из произносительных воз-можностей детей данной группы. (Ю.Кислякова, Л.Мороз) Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико – грамматиче-ских средств языка у детей с ОНР построен по следующему принципу: • определен период обучения; • спланирована работа по каждому учебному месяцу; • определена лексическая тема месяца (в соответствии с программой); • определены направления работы: звукопроизношение и фонематическое восприятие; словарь, грамматический строй, фраза, связная речь, неречевые про-цессы; • представлено содержание работы по направлениям.
Полный вариант перспективного плана для детей с ОНР (IY год обучения, 5-6 лет) представлен в прилагаемом файле.
|