Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Одной из важных задач обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) является формирование пространственных представлений. Проблема ориентировки человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве, понимание различных пространственных отношений. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося. Простейшие формы ориентировки в пространстве, связанные с переходом к вертикальному положению, развитием предметных действий, формируются уже в младенческом возрасте (В.Е. Бушурова, Н.И. Голубева и др.). К трем годам у ребенка складывается системный механизм пространственной ориентировки, в котором зрение, кинестезия, статико-динамические ощущения выступают в определенных взаимосвязях. К 7 годам у некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью могут быть сформированы элементарные пространственные представления: • пространственные признаки предметов (форма, величина); • пространственные отношения между предметами; • направления в пространстве. К моменту поступления в школу некоторые дети (с учетом проведения системной коррекционной работы), как правило, уже различают свою правую и левую руку, понимают значение слов «вверх», «вниз», «дальше», «ближе», «впереди», «позади» и т.д., могут не только практически воспроизвести, но и определить словами расположение предметов относительно себя самому. Учитывая сензитивность дошкольного возраста, предполагается, что затруднения в учебной деятельности могут быть предупреждены при целенаправленной коррекционной работе по формированию и совершенствованию пространственной ориентировки у умственно отсталых детей еще в дошкольном возрасте. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях, интегрированных группах, рассматривает проведение работы по развитию пространственных представлений на различных занятиях: по рисованию, аппликации, конструированию, физкультуре и т.д., что дает положительные результаты. Однако трудности пространственного восприятия и недостатки пространственной ориентировки у умственно отсталых детей не преодолеваются до конца дошкольного возраста... Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|