Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 04:54 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Работа с дошкольниками

Формирование элементарных геометрических представлений у детей с умственной недостаточностью
[ Скачать с сервера (106.0 Kb) ] 15.07.2012, 15:48
Формирование элементарных геометрических
представлений у детей с умственной недостаточностью
Т.В.Яковлева, аспирантка Национального института образования

Журнал «Дэфекталогія» №7, 1997 (Беларусь)

Формирование элементарных геометрических представлений дошкольников с умственной недостаточностью проходит весьма своеобразно. Это вызвано, прежде всего, интеллектуальной пассивностью, которая характерна детям с особенностями зрительного восприятия, памяти. Воспринимая окружающие объекты, дети, не стремятся их рассмотреть, выделить характерные признаки. Они замечают и бессистемно выделяют значительно меньше наглядно воспринимаемых деталей, чем их сверстники с нормальным развитием. У умственно отсталого ребенка резко проявляется недостаточность владения процессом сравнения, который имеет огромное значение для развития познания. Вместо того, чтобы сравнивать предметы, умственно отсталые дети говорят о каждом из них в отдельности, сравнивают несоответственные признаки, сходные предметы часто признают различными. При различении, как и при установлении сходства, они затрудняются осуществить одно из необходимых условий сравнения — сопоставить многообразные признаки предметов и вскрыть их отношения.
Величина принадлежит к тем свойствам, которые начинают определяться детьми в предметах очень рано. "Большой, маленький" — понятия, которыми оперируют дошкольники, но только этим и ограничивается характеристика, которую они дают величине предмета. Однако исследования показывают, что умственно отсталые дети дошкольного возраста, хорошо дифференцирующие величину, далеко не всегда могут перейти к обобщению по величине (к группировке или классификации предметов по выделенному признаку). То же самое можно сказать и о группировке по форме. В основе трудностей, которые испытывают дети при группировке объектов, лежит, с одной стороны, чрезвычайно ограниченная отнесенность слова, которое не имеет обобщенного смысла для ребенка, с другой — низкий уровень самого восприятия, тесно связанный с трудностями переноса. Важным фактором в развитии мышления как процесса установления последовательных взаимосвязей и развития представлений о величине является усвоение операции сериации. Она касается выявления и упорядочения различий, например большой—больше—самый большой. При этом ребенок устанавливает двойную зависимость между объектами, а именно: сравнивает предмет с каждым другим и затем определяет его местоположение в ряду. Сначала ребенок учится устанавливать лишь простые отношения между объектами или событиями, его внимание обращается лишь на крайние точки, например самый большой — самый маленький. Затем ряд расширяется на 1—2 члена.
Одним из важнейших условий успешного обучения во вспомогательной школе является овладение детьми умением практически ориентироваться в пространстве. Наличие достаточного запаса пространственных представлений создает условия для восприятия формы предметов, их взаимного положения, выделения элементов предметов, которые по-разному расположены по отношению друг к другу.
 В предлагаемой статье нами обобщен опыт работы минских учителей дефектологов: специального детского дома № 3 (О.Г.Баранова, ГП Ерохина), специального детского сада № 235, а также учителей начальных классов школы - интерната № 11 Г.А.Лютаревич по формированию у умственно отсталых детей геометрических представлений, умений и дана система экспериментальных занятий. Обучение осуществлялось в соответствии с действующей Программой для дошкольных специальных учреждений. Основу занятий составили формирование представлений о величине предметов, их протяженности, форме и пространственном расположении. Мы предположили, что комплексное формирование представлений о свойствах объектов позволит создать условия для выработки геометрических представлений.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле.
Категория: Работа с дошкольниками | Добавил: Melanna
Просмотров: 4980 | Загрузок: 1106 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz