СЕНСОМОТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Т. Л. Лещинская, директор Центра специального образования Национального института образования Дэфекталогiя 4/2005 с.26-34.
Специалисты, работающие с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, решают сложные задачи. Своевременная и умело организованная коррекционная работа позволяет ребенку продвинуться в развитии. От учителя требуется знание познавательных возможностей детей, их «болевых точек», направлений требуемой помощи. Бесспорным является признание того, что детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью затрудняет чувственное познание.
Объективно необходимыми становятся сенсомоторное (от лат. sensus — чувство, ощущение + motor — двигатель) обучение и развитие. Последнее осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности.
От анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и анализаторов внутренних органов) в головной мозг поступает информация, которая запускает, регулирует и контролирует движения. Выполнение движений, в свою очередь, уточняет, изменяет и содействует возникновению новой сенсорной информации.
Сенсорное восприятие является азбукой познания окружающего мира. Сенсорные каналы — это окна, через которые внешний мир проникает в сознание. Но сенсорное восприятие не наступает само по себе. Всех детей нужно обучать обследовать предметы: ощупывать их, рассматривать, прислушиваться к звукам, издаваемым предметами. Тем более в этом нуждаются дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями. Сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации. Дети часто воспринимают пассивно и не могут даже дифференцировать вкусовые и обонятельные раздражители. Некоторые дети обладают другой крайностью — гиперчувствительностью, непереносимостью определенных запахов или повышенным реагированием на них. Отдельные дети плохо переносят прикосновение, не умеют воспринимать различные раздражители с помощью органов (слуха, зрения, ротовой полости) даже при их сохранности. Требуется создание предпосылок для развития руки, поскольку манипуляции с предметами и осязательные ощущения дают ребенку важную информацию об окружающем мире. Однако такой способ познания требует умения выполнять тонкие движения кистью, владения приемами удержания предметов и их обследования.
Все анализаторы связаны друг с другом двусторонними связями, а также с моторными и другими областями мозга. Развитие восприятия окружающего мира служит предпосылкой для усвоения с помощью взрослого сенсорных эталонов. Внешнедвигательные формы обследования свойств объектов с применением материальных эталонов впоследствии интериоризуются и уступают место эталонным представлениям.
Осуществляя сенсомоторное развитие, важно знать и учитывать его особенности и сложности. Сенсорный опыт дети приобретают и он обогащается в процессе ориентировочно-поисковой деятельности. Ребенок может познать окружающий мир, только совершая поисковые способы ориентировки, т.е. методом проб и ошибок, который потом сменяется зрительной, слуховой, осязательно-тактильной, вкусовой и обонятельной ориентировкой. Правильные действия ребенок фиксирует, они закрепляются, а ошибочные отбрасываются. Метод проб является практической ориентировкой. Она подготавливает ребенка к ориентировке, которая потом осуществляется во внутреннем плане.
В статье приводится также примерная программа по сенсомоторному обучению (развитию).
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера