Рекомендации по формированию у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью тяжелой степени) умения дифференци
08.04.2010, 22:37
Рекомендации по формированию у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью тяжелой степени) умения дифференцировать предметы личной гигиены и применять их по назначению
Прежде чем начать работу по формированию у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью тяжелой степени) умения дифференцировать предметы личной гигиены и применять их по назначению обратитесь к диагностической карте и внесите в нее показатель, указывающий, на каком уровне сформировано то, или иное умение у ребенка.
Не отчаивайтесь, если у ребенка не получается выполнение какое-то действия, работайте с ребенком поэтапно. Научили взаимодействовать с предметом при совместных действиях, переходите ко второму этапу – демонстрируйте ребенку действие, а затем предлагайте выполнить самому.
Следующий этап – учите ребенка выполнять действие по инструкции, инструкция на первых порах делится на части. Например. Покажи где у нас умывальник. Подойди (или помогите) к умывальнику. Покажи где мыло, возьми мыло, и т.д.
Ежемесячно вносите в таблицу результат по формируемому умению как показано на примере. Изменения в способах выполнения действий будут вселять в Вас уверенность в успехе. При выводе ребенка на самостоятельное действие не прекращайте работу в этом направлении. Основная особенность детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью тяжелой степени) - это потеря навыка без дополнительного практического подкрепления.
Учить ребенка называть (показывать) предметы личной гигиены.
Учить ребенка находить собственные предметы личной гигиены по определенному символическому знаку.
Методические рекомендации.
Четкое проговаривание в сопровождении показа одним из родителей названия предмета личной гигиены: "Это расческа,” "У меня расческа,” "Возьми расческу,” "Это расческа Кати,” " Дай мне Катину расческу” "Положи расческу на место” и т.д.
Игровые упражнения: "Найди свою щетку,” "Сними свое полотенце,” "Открой (закрой) тюбик с зубной пастой” и т.д.
Игровые упражнения (работа с натуральными предметами): "Найди салфетку (зубную щетку и т.д.) среди предметов.
Рисование предметов личной гигиены.
Украшение рисунков предметов личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, губкой и т.д.)
Игровые упражнения (работа с рисунками): "Покажи, где полотенце (зубная щетка и т.д.)
Практические ситуации: " Где полотенце Тани?” и т.д.
II.Формируемое умение - умение использовать предметы личной гигиены по назначению. Задачи коррекционной воспитательной работы.
Учить ребенка правильно использовать предметы личной гигиены в ходе режимных моментов, которые проводятся в условиях семейного воспитания, и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи родителей и родственников.
Совершенствовать (развивать) у ребенка умение правильно дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Методические рекомендации.
1.Игровые и практические упражнения:
причеши куклу Катю;
моем руки кукле Маше;
моем лицо кукле Даше.
2.Игры с использованием носового платка: "У Кати насморк”, "Заболел зайчик”, "Мишка чихает” и т.д. 3.Игры с использованием полотенца: "Купаем куклу Катю”, "Подарим зайке полотенце”, "Мишка вымыл лапки”, "Вытираем руки (лицо)”. 4.Игры с использованием расчески: "В парикмахерской”, "Утро Маши”, "Расчешем лошадку ( мишку, зайку)”, " Причешусь у зеркала”, "Тане делаем прическу” и т.д. 5.Игры с использованием салфетки: "На обеде у куклы Маши”, "У Тани завтрак”, "Зайка на ужине” и т.д. 6.Игры с использованием зубной щетки: "Почистим кукле зубки”, "Утро (вечер) куклы Даши”. 7. Игры с использованием мыла: "У зайки грязные лапки”, "Кукле Кате моем ручки (лицо) и т.д.
Применение предметов личной гигиены по назначению
Условные обозначения:
ребенок выполняет действие вместе с Вами.
ребенок выполняет действие по образцу, который Вы ему предъявили.
ребенок выполняет действие по инструкции, которую Вы ему предъявили.