Программно-методическое сопровождение формирования культурно-гигиенических умений у детей дошкольного возраста специальных групп центра.
Мельникова В.А. заместитель директора Рогачевского ЦКРОиР Гомельской области.
В статье раскрывается система и содержание коррекционной воспитательно-абилитационной работы по формированию культкрно-гигиенических умений у детей дошкольного возраста специальных групп ЦКРОиР, приведены примеры организации диагностики по определению уровня развития у детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями культурно-гигиенических умений.
Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития – новое направление специальной коррекционной педагогики. На современном этапе развития дошкольного воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития недостаточно разработаны программные и научно-методические основы специального обучения и воспитания детей в ЦКРОиР. Программы, созданные в Республике Беларусь для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта и др, нацеливают специалистов центра на выбор определенных приемов, методов и средств обучения. Но данные программы не представляют полной системы коррекционно-педагогических мер, способствующих формированию социально-бытовой компетенции у детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития. В связи с этим в ЦКРОиР возникает необходимость разрабатывать содержание, формы, методы и приемы обучения и воспитания тех категорий детей дошкольного возраста, которые раньше не были охвачены специальным образованием. Наиболее проблематична сторона организации специального дошкольного образовательно-воспитательного процесса в ЦКРОиР – организация коррекционной воспитательно-абилитационной работы в условиях десятичасового пребывания детей в группах центра. Воспитатель, работающий в специальной дошкольной группе центра, должен уметь спланировать свою работу таким образом, чтобы ребенок в течение дня приобрел максимум социально-бытового опыта. Для того, чтобы коррекционная воспитательно-абилитационная работа стала результативной, необходима специальная программа, позволяющая в воспитательном процессе реализовать основную задачу воспитания детей, обучающихся в ЦКРОиР – формирование социально-бытовой компетенции. Предметная область "Социально-бытовая компетентность” дошкольного обучения и воспитания детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития в ЦКРОиР состоит из следующих направлений работы: • формирование культурно-гигиенических умений; • формирование способности познавать себя; • формирование социально-коммуникативных основ жизнеобеспечения. • формирование основ безопасной жизнедеятельности. ЦКРОиР Рогачевского района Гомельской области предоставляет первое направление программы " Социально-бытовая компетентность детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью” для дошкольных групп центров – формирование культурно-гигиенических умений. Составители программы специалисты ЦКРОиР В.А. Мельникова, В.В. Юркавец, С.В. Логвина,
|