Методические рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с
умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
I. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
Категория детей с тяжелой интеллектуальной
недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного
процесса обучения и воспитания.
Коррекционное занятие - форма организации
учебно-коррекционной работы, основная форма организации
учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном учреждении,
инвариантная часть учебного плана специальной школы и дошкольного
учреждения любого типа.
Направления работы на индивидуальном коррекционном
занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с
особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в
учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам,
с учетом особенностей каждого ребенка:
для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью (умеренной, тяжелой умственной отсталостью) – занятия
по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному
развитию;
для детей с глубокой интеллектуальной
недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия,
направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых
навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
Коррекционное занятие имеет логически законченную,
целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном
занятии представлены почти все основные элементы
коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства,
методы, организация.
Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;
на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции.
Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требованийк коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов
интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-,
танцевально-двигательной терапии).
В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
Выбор тематики занятий должен определяться
характером нарушения развития детей с особыми образовательными
потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной
работы.
Формы работы должны определяться задачами занятия,
для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов
(фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
включение ребенка в процесс взаимодействия с
педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода
«аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс
рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью
расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
игры с песком (пескотерапия);
игры с водой (водотерапия);
игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
занятие должно включать как познавательный
материал, так и различные релаксационные упражнения, которые
способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают
эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
изложение материала на занятии должно быть
вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая
информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом,
демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В
других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая
частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями.
Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с
педагогом
II. Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.
Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.
Во-первых перед началом любого фронтального
занятия педагог должен четко представить какое практическое умение
будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
Во-вторых, на фронтальном занятии, должен
использоваться материал различной степени сложности, учитывающий
интересы и возможности разных категорий детей.
В-третьих, на фронтальном занятии, должна
просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей
практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на
занятии.
В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в
предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на
умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
III.Примерная структура фронтального занятия.
1.Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). 2.Упражнения, способствующие включению детей в
занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих
путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с
Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.
3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.
4. Релаксационные упражнения. 5. Прощание с ребенком.
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.
1.Тема:Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)
Ход работы по теме:
1.Обучающий эксперимент, когда педагог
демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за
ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок.
2.В случае неправильного выполнения повторяется
обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное
руководство действиями ребенка.
3.В случае неверных выполнений вариант обучающего
эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка.
Работа повторяется по вышеперечисленному плану.
2.Тема:Вкладывание предметов в прорези
(бутылки, банки и т.д.) (вариант для детей, которые работают только в
тесном контакте с педагогом).
Ход работы по теме.
Материал подготовлен администратором сайта В.А.Мельниковой.
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера
представлен в статье т.ж. самоанализ открытого занятия