Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 12:06 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями

Методические рекомендации по организации коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью
[ Скачать с сервера (67.0 Kb) ] 04.03.2010, 22:12
Методические рекомендации
по организации  коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью
 (умственной отсталостью)




I. Современные требования к проведению коррекционного занятия.

Категория детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания.

Коррекционное занятие форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном  учреждении, инвариантная часть учебного плана специальной школы и дошкольного учреждения любого типа.


Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются  с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:
  • для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умеренной, тяжелой умственной отсталостью) – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;
  • для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать  предлагаемый материал:
  • на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
  • на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных  (частично совместных) с педагогом действий;
  • на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
  • на уровне применения знаний по образцу;
  • на уровне речевой инструкции.
Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
  1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
  2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
  3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
  4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной  работы.
  5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
  •  включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
  • рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
  •  игры с песком (пескотерапия);
  •  игры с водой (водотерапия);
  • игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
  • занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
  • включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
  • изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты  сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
II. Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями  в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.


Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

III.Примерная структура фронтального занятия.

1.Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).
2.Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода  «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
  • В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
  • Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.  
4. Релаксационные упражнения.
5. Прощание с ребенком.


ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.
1.Тема:  Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

Ход работы по теме:
1.Обучающий эксперимент, когда педагог демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок.

2.В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент  с предметами. На данном этапе идет  вербальное руководство действиями ребенка.

3.В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.

2.Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.) (вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом).

Ход  работы по теме.



Материал подготовлен администратором сайта
В.А.Мельниковой.




Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера


   представлен в статье т.ж. самоанализ открытого занятия


Категория: Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями | Добавил: Melanna | Автор: Мельникова Валентина Андреевна | Теги: умственная отсталость, организация коррекционных занятий, методические рекомендации, дети с умеренной тяжелой и глубокой
Просмотров: 28781 | Загрузок: 3609 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.3/11| Источник материала:
Всего комментариев: 2
2 ольга  
подскажите пожалуйста как скачат материал?к примеру через фейсбук?вошла туда а дальше что жать?спасибо

1 Альбина  
материал подобран с учетом психофизиологии данного контингента обучающихся. спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz