В Республике Беларусь организовано обучение детей дошкольного и школьного возраста с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), с тяжелыми и множественными нарушениями развития в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (сокращенно ЦКРОиР), которые находятся в подчинении Министерства образования и школах - интернатах для детей с особенностями психофизического развития, которые находятся в ведомстве Министерства социальной защиты. В центрах и школах-интернатах обучаются дети, которые ранее относились к категории необучаемых детей. Обучение детей школьного возраста осуществляется по программам и учебным планам, утвержденным Министерством образования РБ. Коммуникация – один из предметов учебного плана. Для детей, которые обучаются по индивидуальной программе, данный предмет может рассматриваться как направление работы – формирование неречевым и речевым средствам общения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и множественным нарушениями. Не все дети могут усвоить программу по предмету «Коммуникация». На основании программы составляется календарно-тематический план работы, который по содержанию индивидуален для каждого ребенка.
Обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и множественными нарушениями способам коммуникации (вариант календарно-тематического плана по «Коммуникации»)
Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю и организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности. В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны.
Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. При организации обучения педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры нарушения. Выбор невербальной коммуникации в качестве основного средства взаимодействия осуществляется на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью. Однако необходимо учитывать, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь. При обучении коммуникативным навыкам педагог с детьми данной категории активно использует неречевые и речевые средства общения. Жест постоянно подкрепляется словом.
На начальных этапах работы по формированию коммуникативных умений большое внимание уделяется развитию невербальных форм общения: фиксации взгляда на лице педагога, пониманию обращенной речи, воспроизведению простых жестов, обозначающих предметы и действия. В дальнейшем эти невербальные формы общения не утрачивают своего значения и продолжают подкреплять и продвигать развитие речи.
По мере накопления устного словаря применение жестов постоянно уменьшается, для чего ведется работа по стимуляции вербальных сигналов.
Краткая характеристика ребенка, для которого составлен индивидуальный календарно-тематический план по предмету «Коммуникация».
Андрей К. обучается на дому по индивидуальной программе для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью. Андрею 12 лет. Мальчик прикован к инвалидной коляске (ДЦП), движения рук скованы, выполняет действия только при активных сопряженных (совместных) действиях с педагогом. Мальчик с трудом поворачивает голову в сторону, наблюдается незначительный поворот глаз в сторону звучащего предмета, голоса. Речь отсутствует, на обращения реагирует улыбкой. Получает удовлетворение от мелодичного проговаривания потешек, коротких стихотворений. Любит тактильные прикосновения. Мальчик видит и слышит.
Автор: администратор сайта
Валентина Мельникова
Подробнее ознакомиться с примерным календарно-тематическим планом по «Коммуникации» вы можете скачав его с сервера.