Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 26.06.2017, 21:53 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями

Коммуникация (поддерживающая коммуникация): первые шаги
[ Скачать с сервера (87.5Kb) ] 19.04.2010, 19:56
КОММУНИКАЦИЯ
(ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ):
ПЕРВЫЕ ШАГИ

Е.  Т. Землянова,
учителъ-дефектолог яслей-сада № 30 г.  Бреста,
Т. В. Лисовская,
научный  сотрудник Национального  института  образования

Дэфекталогiя 4/2005 с. 18-26.

Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40—50 %) неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, к организации процесса обучения и коммуникативной деятельности. От учителя требуется умение владеть перцептивным общением, основанным на восприятии самого ученика, его выразительных движений, внешних проявлений самочувствия и переживаний. На основе восприятия ученика педагог проникает в его внутренний мир, пытаясь почувствовать его состояние, мотивы его действий и поведения.

Взаимоотношения — один из основополагающих элементов общения на уроке. Оно во многом зависит от понимания учителем детей безотносительно того, владеют они речью или нет.

При отсутствии вербальных способов коммуникации учитель постигает мастерство считывания внеречевой экспрессии (лат. expressio — выразительность), т. е. выражения лица, глаз и т. д. Жесты, мимика, поза ученика могут многое сказать о его эмоциональном состоянии, психологической комфортности. Но понимание педагогом важности перцептивного общения, умение считывать информацию в неречевой форме — это только одна сторона вопроса. Безусловно, от этого зависит самочувствие ребенка. Вместе с тем не менее значим другой аспект: включение неговорящих детей во внеречевую, невербальную коммуникацию.


В отечественной специальной психолого-педагогической литературе нами не обнаружены материалы по использованию невербальной коммуникации в обучении детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Однако очевидно, что проблема внеречевого общения вызывает интерес многих ученых, представителей экспериментальной и прикладной психологии, общей и специальной педагогики.

Невербальные компоненты в коммуникации рассматриваются как «информация, считываемая с внешнего облика ребенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций и с облика учителя» (И. Н. Горелов, 1980).

Выделяют три основные группы внеречевых средств учителя:
  1. фонационные (паузы в речи, молчание);
  2. кинетические (мимика, жест, поза)$
  3. проксемические (дистанция)
(Н. Крутова, 2001).
 

Как видим, внеречевое поведение учителя складывается из движений голоса, движений тела и расположения его в пространстве. От умелого использования учителем кинетических средств — мимики, жестикуляции, пантомимики (от греч. pantomimes — все воспроизводящий путем подражания) во многом зависит общение с детьми.

Встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, о возможности и целесообразности использования последней в обучении детей. Следует признать, что в работе с неговорящими детьми вербальные способы передачи фактической информации малоэффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей в социальной коммуникации.

Развитие детей требует поиска и использования иных средств, отличных от речевых, которые бы способствовали развитию индивидуального «я», созданию положительной атмосферы в классе.


О невербальной коммуникации имеются отдельные исследования. Богаче и шире представлена эта тема в зарубежной литературе. Ряд американских ученых (Клиф Каннингем и др., 1985, Джон Миллер, 1992) отмечают, что использование жестов в обучении детей с синдромом Дауна ускоряет их общее и речевое развитие.

Отмечается продуктивность использования указательных жестов, языка знаков (изображение букв пальцами рук), пиктограммно-идеограммного общения с детьми с тяжелыми психофизическими нарушениями: детским церебральным параличом, аутизмом. Учитель подкрепляет речь символами.

Ученик указывает на символы, не имея возможности выразить свои мысли словами. Известны блисс-символы — автор Чарльз Блисс (Канада), Леб-система (Германия), пиктограммы (Россия).


Видные ученые (Н. Серто — Ко¬лумбия; Хеннинг Халвор Рай, доктор философских наук; Мириам Доналт Скьортен, кандидат педагогических наук, — представители скандинавских стран) считают обязательным организацию взаимодействия между детьми, создание такой системы общения, которая помогла бы им понимать других, проявлять инициативу. Отдельные дети не умеют и не могут общаться на вербальной основе. Речевая форма общения для них остается за порогом возможностей. Тогда развитие детей достигается на основе использования невербальной коммуникации. Признается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь в нашей словесной культуре. Выбор невербальной коммуникации в качестве главного средства взаимодействия с ребенком осуществляется на основе тщательной оценки ресурсов последнего, возможностей овладения словесной речью.

Обратимся к невербальной коммуникации, учитывая возможности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. В качестве наиболее важного компонента в неречевой коммуникации признается жест, т.е. выразительное движение рук.

Жесты подразделяются на:
  • указательные,
  • иллюстративные,
  • поясняющие и выделяющие высказываемую мысль,
  • выразительные, или изобразительные, передающие, выражающие слово. Они обозначают состояние, предмет или действие.
Некоторые жесты приобрели конкретное или даже обобщенное значение. Жесты могут изображать родовое понятие или видовое отличие. Кроме неслышащих, которые пользуются мимико-жестовой речью, жестами могут пользоваться дети, не владеющие речью. Жесты являются одним из важных компонентов в структуре невербальной коммуникации, которая выступает средством компенсации отсутствия речевого общения.

Поддерживающая коммуникация является основой жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Содержание программы по предмету «Коммуникация» (поддерживающая коммуникация) направлено на достижение основной цели — организации взаимодействия, передачи социального опыта. Решаются следующие задачи:
1) развитие понимания речи и способности выразить с помощью языка свои мысли и чувства. Основу для этой работы составляет установление контактов с ребенком, для чего используются речевые и неречевые средства коммуникации: слово, мимика, жест.



В статье приводится также примерная
программа   по   предмету
(поддерживающая   Коммуникация)


Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера


Категория: Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями | Добавил: Valentina | Теги: программа, коммуникация, поддерживающая коммуникация
Просмотров: 9196 | Загрузок: 1985 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1  
(поддерживающая Коммуникация)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[07.05.2017]
Педагогическое сопровождение межличностных отношений учащихся младших классов (инклюзивное образование)
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи

[19.05.2017]
Как готовить ребенка к ходьбе

[19.05.2017]
Как формировать у ребенка умение поворачиваться со спины на бок и на живот
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz