Изобразительная деятельность детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и множественными нарушениями (вариант календарно-тематического плана)
Целью «Изобразительной деятельности» является формирование у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) и множественными нарушениями системы первоначальных изобразительных навыков и умений в процессе практической деятельности для реализации поставленной цели определены общие задачи:
развитее у детей адекватных эмоциональных реакций при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
развитие у детей восприятия основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения;
знакомство с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
обучение детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения («пальцевая живопись», рисование штампом, губкой, помазком);
создание условий для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, независимо от его умственных и моторных возможностей, необходимыми условиями являются:
создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование; музыкальное сопровождение деятельности детей, если нет медицинских противопоказаний);
организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различные по форме волоска кисти: плоские и круглые, по размеру: средние и толстые; краски, тушь, гуашь; приспособления: подвижные и стационарные, для фиксации оптимального положения тела ребенка для работы);
формирование удобной позы ребенка при рисовании (лежа, сидя в свободном положении) при помощи специальных приспособлений (в свободном, при помощи мягких модулей, или в фиксированном положении, когда это необходимо);
проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
обязательная совместная деятельность детей и учителя (сопряженные и полусопряженные действия).
Календарно-тематическое планирование
по «Изобразительной деятельности» планируется с учетом особенностей развития детей. Приведенный календарно-тематический план рассчитан на категорию детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) у которых тяжелые двигательные нарушения (ДЦП).
Автор: администратор сайта
Валентина Мельникова
Подробнее ознакомиться с примерным календарно-тематическим планом