Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 14:44 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 135
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями

Формирование культурно - гигиенических умений и навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями
13.04.2010, 19:47


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ




Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями с трудом и большой задержкой усваивает культурно-гигиенические умения и навыки. Коррекционная работа включает многократные тренировки по их усвоению. Очень важна последовательность в обучении. Например, ребенку легче сначала научиться мыть руки, намыливая их до появления пены, а на следующем этапе - умывать лицо. В период обучения тем или иным умениям исключают любые неприятные ощущения, которые могут вызвать стойкое нежелание делать что-либо.

Требования к предметам личной гигиены
Используются красивые, удобные для ребенка предметы личной гигиены, которые создают радостное настроение от взаимодействия с ними. Перед использованием этих предметов малыша знакомят с каждым из них, объясняя, для чего они нужны.

Зубная щетка, небольшая и нежесткая (покупать лучше щетку детскую, мягкую). Ежедневно замачивают щетку в горячей воде (40°-45°) на 3-5 минут. Воду для ополаскивания рта используют всегда теплую, чтобы не испугала ребенка, не принесла ему неприятных ощущений. Зубная щетка и пластмассовый стакан должны быть индивидуальными.

Зубная паста, приятная на вкус (не жжет во рту, как иногда бывает с пастами).

Расческа, с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный, неяркий цвет (розовый, серый для легковозбудимых, подвижных детей; яркие тона для пассивных, очень тихих, спокойных, заторможенных).

Как и зубная щетка, мочалка должна быть мягкой, маленькой, чтобы ребенок мог легко удерживать ее в руке во время умывания, купания.

Мыло лучше использовать "Детское", отечественное. Хотя сейчас очень много его сортов зарубежного производства, но нет гарантии, что оно не вызовет раздражения, аллергии. Перед употреблением мыла рассмотреть с ребенком рисунок на обертке, рассказать, как приятно и полезно мыться этим мылом, как весел и доволен мальчик, нарисованный на обертке.

Проводя с малышом гигиенические процедуры, всегда нужно говорить ему ласковые слова приятным, нежным голосом, успокаивать, создавая атмосферу доброты, заботы и тепла, можно читать стихи о воде, мыле, полотенце.


Полотенце ребенок имеет индивидуальное, успокаивающего или возбуждающего цвета, в зависимости от темперамента малыша. Размеры полотенца должны быть не слишком большими, чтобы не спадало на пол при пользовании, и не очень маленькими. Банное полотенце должно приятно укутывать малыша, создавая у него хорошее настроение после купания, успокаивать его. Место, куда ребенок вешает полотенце, должно быть доступно его росту.

Знакомить ребенка с зеркалом нужно особенно осторожно, когда он спокоен, находится в хорошем настроении. Продумывают, как это произойдет (читая рассказ о зеркальце, загадывая адаптированную загадку, показав затем картинку, читая стихи или играя с зеркальцем и т.д.). Однозначно, зеркало не должно находиться там, где ребенок может неожиданно в процессе бега, игры столкнуться с ним.

Итак, с предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго до того, как он начнет ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем - самостоятельно. Все эти предметы можно рассматривать на иллюстрациях и картинках, в книжках и журналах. Предлагают их лишь тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сыт, спокоен, здоров.

Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка. В комнате, где он умывается, не должно возникать никаких неприятных ощущений, которые могут стать причиной отказа ребенка от выполнения процедур.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задачи:
- учить самостоятельно умываться;
- пользоваться душем;
- чистить зубы;
- пользоваться туалетом;
- формировать умения и навыки опрятности.

"Умываемся самостоятельно"
При обучении самостоятельному умыванию внимание ребенка привлекается к достаточному количеству мыльной пены на руке после ее намыливания. Начинать можно с того, что, дав малышу в руку мочалку, попросить окунуть ее в воду, затем сказать: "Смой пену!" - и помочь ему в этом действии. Каждый раз при купании предлагают это задание, поддерживая своей рукой его руку с мочалкой, чтобы он не выронил ее. Если ребенок усвоил порядок движений, то можно снижать контроль за его рукой. Когда смыта вся мыльная пена, сказать: "Хорошо!" Затем малыша учат отжимать и вешать мочалку на место.

Эти упражнения важны, так как они приучают доводить начатое до конца и являются видимым завершением всего действия. Кроме того, они укрепляют силу рук и показывают, что все действия завершены. Дети старшего возраста, помогая взрослому, могут мыть свою голову, шею, плечи, живот, нижнюю часть туловища, ноги. Взрослый создает такую обстановку, когда ребенок захочет самостоятельно купаться или принимать душ.


"Пользуемся душем"
Прежде чем позволить ребенку самостоятельно пользоваться душем, необходимо ежедневно упражнять его в понимании и различении температуры воды, льющейся из синего и красного кранов. С помощью смесителя малыша учат регулировать температуру воды. Взрослый объясняет ему, что красный кран обозначает горячая вода, и открывает два крана так, чтобы бежала приятная теплая вода, держит руки ребенка в своих руках в струе воды и говорит: "Теплая вода, приятно теплая!" Добавив горячей воды, более горячей, чем нужно для душа, взрослый держит свои руки под струей и говорит: "О, горячая вода, слишком горячая!" Мимикой выражает свое неудовольствие, чтобы ребенок видел, что горячая вода взрослому не нравится.

Привлекая внимание к синему крану, показывают, как им пользоваться. Затем учат малыша пользоваться синим краном, если вода очень горячая. В душевой показывают, как пользоваться душем и как проверить воду с помощью руки. Когда ребенок научится это делать, то ему разрешается определить, какая вода слишком горячая, приятно теплая или холодная. Взрослый перепроверяет температуру воды. В последующем малыш научится правильно определять температуру воды и самостоятельно принимать душ.


"Чистим зубы"
Чистить зубы ребенка учат в три-четыре года. Определенное время уходит на знакомство его со щеткой, зеркалом, зубной пастой. Затем малыш наблюдает, как взрослый чистит себе зубы, глядя на его отражение в зеркале. Если ребенок боится зеркала, то ему показывают действия чистки зубов во рту взрослого. Затем, выдавив немного пасты на палец, массируют дёсны ребенка, чтобы сделать их менее восприимчивыми и приучить к вкусу зубной пасты.

Взрослый дает ребенку подержать щетку, выдавливая на нее пасту, затем, встав за ним, медленно подносит щетку к его рту, спокойно и ободряюще говорит. Другой рукой открывает рот малыша и помогает ему медленно поводить щеткой вдоль зубов. Контроль взрослого за рукой ребенка постепенно сокращается.


Сначала малыш проделывает одно или два движения. Далее период чистки зубов увеличивается. Если он попытается укусить зубную щетку, то необходимо опустить его голову слегка назад, чтобы подбородок принял нормальное положение.

Материал подготовлен
администратором сайта
Валентиной Мельниковой


Категория: Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями | Добавил: Melanna | Автор: Мельникова Валентина Андреевна | Теги: тяжелые множественные нарушения, гигиена, дети с тяжелыми множественными нару, культурно -гигиенические умения
Просмотров: 7145 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 1
1 iovina  
Как загрузить файл?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz