Работа со смысловыми группами словарных слов на уроках русского языка в классах первого отделения вспомогательной школы.
К
числу важнейших задач, решаемых учителем-дефектологом в процессе
обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, в классах
интегрированного обучения в массовой общеобразовательной школе является
повышение требований к собственной самоорганизации. От педагога,
ведущего ребенка с особыми познавательными возможностями, зависит, как
этого ребенка примут на микроуровне класса. Как сделать так, чтобы на
макроуровне учреждения образования ребенок стал частью данного
коллектива. Включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в
состав нормально развивающихся сверстников процесс довольно сложный,
требующий поиска наиболее эффективных путей, позволяющих полноценно, в
силу его возможностей, обучать, развивать, совершенствовать, учить
чувствовать свою значимость, получать удовлетворение от общения,
приобретая при этом социальный и коммуникативный опыт. На первых этапах
обучения ребенок-ученик, который не совсем, такой как все, не осознает
свою ущербность. Для него самое главное, чтобы рядом был друг, который
его понимает и признает, а так же педагог, который защищает, помогает,
хвалит, любит.
Подрастая «особый ребенок-ученик» начинает
понимать, что не все ему удается сделать так, как делает его друг. И вот
если на этапе, когда «особый ребенок-ученик», познает себя как
личность не поддержать его, процесс интеграции потеряет свою значимость.
Учителя-дефектологи, понимающие данную проблему, ищут пути презентации
«особого ребенка-ученика» в образовательном процессе. Для этого
организуются «уроки для друзей», когда одноклассники участвуют в
структуре коррекционно-образовательного занятия, где главное действующее
лицо наш «особый ребенок-ученик». Опыт работы учителей-дефектологов
Рогачевского района Гомельской области показал, что наиболее удачно
можно включать нормально развивающихся сверстников в
образовательно-коррекционный процесс, когда изучаются на уроках русского
языка словарные слова, особенно на этапе закрепления или при работе со
смысловыми группами словарных слов. Обыгрываемые жизненно-практические
ситуации, диалоги с определенными словами не показывают сильной
контрастности в интеллектуальном развитии детей, но способствуют
развитию познавательной и коммуникативной деятельности «особого
ребенка-ученика», формируют речевое поведение, налаживают межличностное
общение и партнерское взаимодействие между детьми.
Данная
статья является продолжением публикации «Изучение словарных слов в курсе
русского языка вспомогательной школы I отделения» (Дэфекталогiя
№2.2006). В статье представлен практический материал по работе со
смысловыми группами словарных слов.
Дэфекталогiя №3 2007
В.А.Мельникова заместитель директора Рогачевского районного ЦКРОиР. Л.В.Васильцова учитель-дефектолог Столпнянской СОШ Рогачевского района. Л.А.Крилистенко учитель-дефектолог Кистеневской СОШ Рогачевского района.
полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле