Методические рекомендации по составлению календарно-тематических планов по предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение»
(программа вспомогательной школы классов I отделения)
Методические
рекомендации основаны на результатах психолого-педагогических и
методических исследований ведущих отечественных ученых и практиков - Коноплевой А.Н., Лещинской Т.Л., А.М.Змушко, Шалобасовой Ф.И., Мельникова М.П., Мельниковой В.А.
Новые программы по русскому языку ориентированы на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
восприятию речи,
говорению,
коммуникативно-речевой деятельности.
Грамматика
перестает рассматриваться как предмет изучения, а становится средством
овладения речью во всех её функциях. [Ф.И.Шалобасова].
«Обучение
языку во вспомогательной школе обеспечивает практику общения учащихся в
устной и письменной форме в различных ситуациях, что вытекает из сути
антропоцентрической концепции языкового образования. Важно не то, что
ученик знает о языке, а то, как он может пользоваться языком в
повседневной жизни для удовлетворения своих нужд и потребностей.
Поэтому основной целью обучения языку во вспомогательной школе является
формирование коммуникативной компетенции учащихся.
В связи с этим начальный курс обучения языку во вспомогательной школе решает следующие задачи:
корригировать и развивать познавательные способности, речь учащихся;
повышать уровень общего развития и формировать нравственные качества учащихся;
формировать у школьников умение правильно и осмыслен¬но читать доступный их пониманию текст;
вырабатывать навыки каллиграфического письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Программа
ориентирована на реализацию антропоцентрической концепции обучения
языку, в которой главным является формирование языковой личности —
способной полноценно воспринимать и порождать речевые высказывания.
Данная концепция реализуется в программе через подачу речевого
материала по модели «Текст—предложение—слово—звуки и буквы».
[И.К.Боровская, А.М.Змушко].
Предлагаются
новые схемы календарно-тематического планирования по предмету,
основанные на требованиях новых программ. В блоке представлены схемы
форм календарно-тематических планов в 1-5, 6-10 классах.
Программа
по языку (русскому, белорусскому) включает следующие разделы: «Обучение
грамоте развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение и развитие
речи», «Внеклассное чтение».
Обучение грамоте и развитие речи.
Обучение грамоте состоит из трех периодов:
добукварного;
букварного;
послебукварного.
«Продолжительность
добукварного периода — первая четверть I класса, но в зависимости от
уровня подготовленности детей она может быть увеличена. Букварный
период начинается в I классе и заканчивается в третьей четверти II
класса (может регулироваться учителем в зависимости от уровня
подготовленности детей). Послебукварный период — второе полугодие (или
четвертая четверть) II класса (объяснительная записка к программе)»
Обучение
чтению и письму происходит параллельно. Учащиеся первого класса
вспомогательной школы букву печатают. Во 2 классе идет знакомство с
печатной и письменной буквой. Начиная с букварного периода, вводится внеклассное чтение (15-20 минут). В структуру занятий постоянно включаются упражнения по развитию устной речи.
Примерная схема календарно-тематического плана по русскому языку (обучение грамоте и развитие речи в первом классе)
№
п/п
Темы
Кол-во
часов
Дата
Развитие устной речи.
Внеклассное чтение
Коррекционный компонент
Мельникова В.А., учитель-дефектолог высшей категории, ассистент кафедры социально-гуманитарных дисциплин специального факультета ИПК и ПК ГГУ им. Ф.Скарины.
Пиланович В.Н., учитель-дефектолог Зборовского УПК, Рогачевского района, Гомельской области
Подробнее ознакомиться с материалом Вы можете скачав его с сервера.