Изучение словарных слов в курсе русского языка вспомогательной школы (I отделения) - Наши публикации - Кабинет дефектолога - Каталог файлов - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 26.03.2017, 21:56 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 92
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Наши публикации

Изучение словарных слов в курсе русского языка вспомогательной школы (I отделения)
[ Скачать с сервера (66.0Kb) ] 23.05.2010, 23:25
Изучение словарных слов в курсе русского языка вспомогательной школы (I отделения)

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательных массовых школах в структуре интегрированного обучения выводит педагога на новые методические приемы, которые способствуют совершенствованию языковых возможностей учеников, вводят в предметный и социальный  мир с помощью рациональных, личностно – ориентированных направлений работы.

В организации интегрированного обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью возникает ряд проблем. Одна из них, когда ученик и педагог остаются одни. Возникает проблема в организации коммуникативной деятельности. Диалог ведется по схеме – педагог  ученик. Отсутствует вариант лучших ответов, что гасит мотивационную заинтересованность к происходящему на занятии. В статье предлагается материал, способствующий эффективности изучения словарных слов в курсе русского языка вспомогательной школы первого отделения с помощью именной словарной карточки, которая составляется ежегодно на протяжении обучения, формируясь в своеобразный словарик. Данная форма работы со словарным словом успешно работает в интегрированных классах Рогачевского района Гомельской области.


Слово является основной единицей языка. Выступая изолировано. Оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия.

Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную функцию.

Л.С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.

Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет  и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов.

Вот почему работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития ученика с интеллектуальной недостаточностью, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.

Учитывая основные особенности лексической стороны речи учащихся, обучающихся по программе вспомогательной школы - ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным -  программа по русскому языку  определяет основные  задачи работы над словом. Это: обогащение словаря, уточнение значения слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно, активизация словаря.

В решении этих задач играет правильно организованная словарная работа, которой в структуре уроков русского языка отводится во вспомогательной школе первого отделения ведущая роль.

С миром новых слов, значение которых не известно интеллектуально ограниченному ученику приходится сталкиваться постоянно во время чтения новых текстов, прослушивании магнитофонных записей, просмотре специально подготовленных фрагментов видеосюжетов, плановых бесед. Используя вышеперечисленные приемы в своей работе, педагог проводит предварительную словарную работу, затем определенная работа над понятием слова решается в процессе непосредственного сталкивания со словом в тексте. И, наконец, проводится последующая словарная работа, когда слово включается в новые тексты, с целью формирования умения слышать звучащее слово, выделения его из потока речи, правильное произнесение, определение его значения. Итогом данной работы является написание слова учеником на основе звуко – буквенного анализа.

В программе вспомогательной школы первого отделения предусматривается плановое изучение ряда словарных слов на протяжении всего курса обучения. Методикой русского языка для детей данной квалификации  определены основные требования.

  1. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени (для учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2-3, для старших классов – 3-5 слов).
  2. Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов.       Процесс точного их запоминания, по данным психологов, заметно улучшается, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

Дэфекталогiя №2, 2006
В.А. МЕЛЬНИКОВА,
зам. директора Рогачевского
районного ЦКРОиР, Гомельской области.


Подробнее ознакомиться с материалом Вы можете скачав его с сервера


В статье также представлены:
  • Примеры заданий, используемые для запоминания словарных слов.
  • Варианты работы с карточкой.

Категория: Наши публикации | Добавил: Valentina
Просмотров: 4293 | Загрузок: 2147 | Рейтинг: 3.5/2| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz