МЕТОДИКА МАТЕМАТИКИ (обучение детей с интеллектуальной недостаточностью)
Уроки усвоения новых знаний
В школе редко проводятся уроки, которые целиком посвящены усвоению новых знаний. Это объясняется особенностями познавательной и эмоционально – волевой сферы учащихся этой школы, которым целесообразно сообщать новый материал небольшими порциями с последующим его закреплением. Но все же бывают уроки, особенно в старших классах, на которых большая часть времени отводится на восприятие, осмысление и запоминание новых знаний и их первичное закрепление. Все этапы урока, как правило, также подчинены основной дидактической цели урока. Нередко усвоению знаний предшествует постановка перед учащимися определенной жизненной задачи (проблемы), для решения которой они ощущают недостаток имеющихся знаний, необходимость их восполнения. Наличие такой ситуации перед сообщением новых знаний заинтриговывает учащихся, позволяет создать положительное отношение к восприятию новых знаний, атмосферу заинтересованности и тем самым способствовать созданию благоприятных условий для работы учителя и учеников.
Урок усвоения новых знаний может включать в себя следующие этапы, т.е. иметь такую структуру:
Организация учащихся на урок.
Проверка домашнего задания.
Устный счет.
Актуализация знаний к новой теме.
Сообщение темы урока.
Сообщение новых знаний.
Коррекция и первичное закрепление знаний.
Закрепление знаний (фронтальное).
Задание на дом.
Подведение итогов урока.
Место структурных элементов и время, отведенное на каждый из них, могут меняться в зависимости от цели и содержания урока. Структура урока усвоения новых знаний может быть и другой. Например, не всегда целесообразно включать в этот урок проверку домашнего задания: знания, которые учащиеся применяли при выполнении домашней работы, могут быть не связаны с новым материалом и не помогут его восприятию и осмыслению. В этом случае учитель собирает тетради для проверки выполнения домашних заданий. Не всегда на уроке усвоения новых знаний проводится и устный счет. Если основной образовательной целью на уроке является ознакомление учащихся со свойствами геометрических фигур, новыми величинами, единицами их измерения или новыми измерительными приборами и правилами их использования (весами и правилами взвешивания, часами и определением времени по часам, рулеткой и правилами измерения с ее помощью и т.д.), то вместо устного счета целесообразно воспроизвести такие знания и умения учащихся, которые позволили бы связать их с новым материалом и включили в общую систему знаний. Сообщение темы урока может предшествовать объяснению нового материала, но может быть сделано и после ознакомления учащихся с новым приемом вычисления, свойством и т. д. , как итог, вывод после объяснения. Например, учитель объяснит, как умножить многозначное число на круглые десятки (347х30). Под руководством учителя учащиеся устанавливают, что первый множитель – трехзначное число, второй множитель – круглые десятки. Затем учитель сообщает, что темой урока как раз является умножение трехзначных чисел на круглые десятки, Тема записывается на доске и в тетрадях. На уроке усвоения новых знаний учитель осуществляет дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их возможностей. Наиболее сильным учащимся он предоставляет возможность самостоятельно разобраться в решении нового примера по образцу, данному на карточке или в учебнике, для остальных учащихся проводит объяснение, активизируя восприятие вопросами к средним учащимся, требуя от слабых учащихся повторения некоторых моментов. В этом случае восприятие новых знаний будет соответствовать возможностям каждого ученика данного класса.
Рассмотрим пример урока усвоения новых знаний.
Тема: «Число и цифра 5». Цель. Познакомить учащихся с новым числом 5 и научить обозначать его цифрой 5. Познакомить с печатной и письменной цифрой 5. Коррегировать мышление, развивать речь учащихся. Наглядные пособия, дидактический материал. Кубики двух цветов, круги, матрешки, цифровая касса, наборное полотно, игрушки.
План урока
1.Организация учащихся на урок. Учащиеся говорят, какой будет урок, который это урок по счету, что приготовлено к уроку математики.
Подробнее вы можете ознакомиться с данным материалом, скачав его с сервера.
Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе/М.Н. Перова. - М.: Владос, 1999