Урок – это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Особенности урока математики обуславливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, составом учащихся и общими задачами школы. Уроки математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков ( вычислительных, измерительных, графических, решения зада), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально- трудовой подготовкой учащихся. Задача учителя математики не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку умений его применять, но и научить учащихся учиться. Сначала следует учить школьников овладению обще-учебными умениями и навыками умственной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Затем необходимо научить анализировать математический факты, делать доступные выводы, обобщения, облекать их в словесную форму в виде правил, алгоритмов. Далее научить использовать полученные знания сначала в аналогичной, а затем в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно- практических задач, создавая соответствующие условия в классе, например организуя деловые игры или экскурсии в мастерские, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, стройки, в магазины т. д. Особенности математического материала, предусмотренного программой вспомогательной школы, отражаются на построении и содержании уроков. Программой по математике предусмотрено изучение арифметического и геометрического материала, знакомство учащихся с величинами, единицами их измерения и измерительными инструментами. Нередко в один урок включается материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов. Наряду с решением образовательных и коррекционно-развивающих задач на уроках математики решаются задачи воспитания положительных личностных качеств школьников, таких, как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач. Наличие в учебной программе по математике для вспомогательной школы двух уровней требований к знаниям учащихся, обусловленных неоднородностью состава учащихся каждого класса, разными возможностями в усвоении математического материала, безусловно, оказывает влияние на содержание, организацию, выбор наглядных средств и методов обучения на уроках математики, необходимость индивидуального и дифференцированного подхода. Эффективность современного урока обеспечивается реализацией его задач: образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной, практической. На одном уроке учитель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает урок в системе других уроков математики, а также в зависимости от возможностей учащихся:
с одним материалом учитель только знакомит учащихся на уровне восприятия, осмысления и запоминания,
с другим работает по применению в сходной ситуации,
третий вид материала помогает углублять, дифференцировать, обобщать, систематизировать, закреплять знания, вырабатывая прочные умения и навыки и используя их в новых ситуациях.
В урок нередко включается материал, который готовит учащихся к восприятию новых знаний. Например, если в 7-м классе планируется урок на тему «Деление трехзначного числа на однозначное, когда в частном число с нулями на конце», то общеобразовательные задачи можно сформулировать примерно так: познакомить с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное вида 750:3, повторить табличное и внетабличное умножение и деление, деление с остатком, деление нуля на число, закрепить алгоритм письменного деления, продолжить формирование навыков деления отрезка на две равные части. В данном случае надо выделить главную дидактическую цель урока: познакомить учащихся с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное определенного вида. Чтобы учащиеся быстрее и лучше усвоили новый материал, учитель ставит также задачу актуализации тех знаний, которые необходимы для овладения новым случаем деления: повторение табличных и внетабличных случаев деления с остатком и без остатка, деление нуля. Выбор геометрического материала обусловлен необходимостью осуществить взаимосвязь арифметических и геометрических знаний. На каждом уроке математики необходимо предусмотреть возможности коррекции и развития внимания, наблюдательности, памяти, таких процессов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, умение планировать свою деятельность, овладение приемами самоконтроля и т. д. Учитель заранее специально предусматривает, какие коррекционно - развивающие задачи он планирует осуществить на данном уроке, а в плане урока отмечает, когда и на каком мате-риале эти задачи будут реализованы. Наряду с решением образовательных и коррекционно - развивающих задач на уроках математики решаются задачи воспитания, особенно воспитания положительных личностных качеств школьников, таких как трудолюбие, настойчивость, аккуратность, чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма и др. Готовясь к уроку, учитель не только определяет, какие воспитательные задачи будут решаться на этом уроке, но и подбирает задания и упражнения с учетом математического содержания урока и его воспитательных задач: предусматривает воспитание у учащихся чувства ответственности дисциплинированности, трудолюбия. На каждом уроке учитель предусматривает как математический материал связать с повседневной жизнью, с игрой, бытовой, профессионально-трудовой деятельностью учащихся. С этой целью подбираются сюжеты текстовых задач, изучение величин и единиц измерений связываются с практической деятельностью учащихся, изучая геометрический материал, учащиеся должны выделять геометрические формы в предметах окружающей действительности и изделиях, которые они изготавливают на уроках труда, учить их моделированию и конструированию геометрических фигур, знакомых предметов, игрушек, делить фигуры на части, из частей конструировать целое и т д.
Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе/М.Н. Перова. - М.: Владос, 1999