Структура дифференциации учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)по возможностям их обучения правилам правописания. Особенности восприятия материала
1 группу составляют ученики, которые достаточно успешно овладевают материалом в процессе фронтального обучения. Все задания по изучаемой теме ученики этой группы могут выполнить безошибочно или с минимальным количеством ошибок, которые они в состоянии самостоятельно обнаружить и исправить. Они достаточно успешно применяют полученные знания на практике. 2 группу составляют также учащиеся, которые достаточно успешно овладевают навыками. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ. Но без учителя дети не в состоянии сделать выводы и обобщения. Перенос знаний в несколько новые условия в принципе их не затрудняет. Однако при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены только с помощью, хотя и незначительной (активизирующей, словарнологической в виде наводящих вопросов). 3 группу учащихся объединяет прежде всего полное отсутствие внимания к пониманию. Они пишут так, как слышат и произносят. Самостоятельно или с минимальной помощью сделать какие-либо выводы эти ученики не могут. Для учащихся этой группы затруднено использо-вание знаний в новых условиях. Они привыкают к шаблону, стереотипу, поэтому даже незначительное изменение задания ставит их в тупик. Ученики затрудняются дать точные определения, путаются в простой терминологии. Положительным в работе этой подгруппы детей является ее результативность. Усвоив материал, учащиеся начинают работать довольно успешно, одни почти самостоятельно, другие с помощью учителя, по наводящим вопросам или наглядной опоре. 4 группу составляют учащиеся, которые испытывают наибольшие трудности в усвоении правил правописания. Они не овладевают учебным материалом в процессе фронтального объяснения, требуют значительного времени для подготовки к овладению новыми сведениями, так как пройденный ранее материал не помнят. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им совершенно не доступно. В результате обучения учащиеся четвертой группы могут овладеть некоторыми приемами, например проверкой написания, однако обосновать ход практической работы не умеют. Это говорит о том, что они в состоянии усвоить некоторые элементарные знания и навыки чисто механическим путем. Коррекционная помощь 1 группа - Активизирующая помощь в виде побуждений. ("Подумай", "Проверь себя", "Прочти правило и исправь свою ошибку"). 2 группа - Использование наводящих вопросов. - Активизирующая помощь в виде побуждений. - Подведение ученика к обобщению, выводу с помощью учителя. 3 группа - Многократные упражнения для развития у детей умения видеть разницу в произношении и написании слов, определяемых правилом. - Дополнительные приемы объяснения для того, чтобы с помощью учителя ребенок смог сделать некоторые обобщения. - Объяснительную деятельность нужно организовывать до тех пор, пока они не поймут основного в изучаемом материале. - При объяснении нового материала, выполнении незнакомого задания, необходимо подбирать такие задания, при выполнении которых будет достигнуто наилучшее понимание ими учебного материала. 4 группа - Подробное объяснение учителя с использованием разнообразных приемов и подкрепление большим количеством примеров. - Учитель сам указывает ошибки, а затем требует их исправления при непосредственном наблюдении. - Индивидуальные занятия, опора на зрительные наглядности. Инструкция учителям-дефектологам 1. Учителю-дефектологу необходимо постоянно владеть информацией к какой группе по возможностям обучения правилам правописания, относятся обучающиеся. 2. В зависимости от определения группы строится дифференцированная работа с учетом коррекционных рекомендаций по той или иной теме Литература: В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классе вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1988 г.
|