Система уроков математики во вспомогательной школе
Усвоение знаний учащихся на уроке
происходит на разных уровнях. Одним учащимся доступно лишь восприятие,
осмысление нового материала. Другие уже могут использовать эти знания в
сходной ситуации. Потребуется неодинаковое количество уроков для
учащихся одного и того же класса, чтобы они запомнили новый прием
вычисления, новое свойство действий, чисел или фигур и могли его
использовать при решении задач не только в сходной, но и в новой
ситуации.
Для того чтобы учитывать и
различный уровень усвоения знаний учащимися, и постепенность изучения
материала, необходимо четко планировать материал, ясно представлять
себе всю систему уроков по теме, познавательные возможности учащихся,
а также уровень их знаний.
Урок математики следует рассматривать как логически завершенную часть всего учебного процесса в системе уроков математики.
Система уроков дает возможность
логически обоснованно работать над определенным понятием,
целенаправленно формировать у учащихся определенные умения и навыки.
При планировании системы уроков надо учитывать, что учащихся
необходимо заблаговременно подвести к восприятию нового материала.
Этому надо отвести специальное время.
Затем планируется знакомство учащихся с
новым материалом, т.е. восприятие, осмысление, первичное закрепление
знаний. Последующие уроки должны быть посвящены коррекции и закреплению
знаний, выработке умений и навыков.
Следующим этапом усвоения знаний является повторение, обобщение, систематизация знаний, использование их в новых ситуациях.
Характерным для уроков математики во
вспомогательной школе является непрерывная повторяемость уже полученных
знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих
знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а
следовательно, их углубление и совершенствование, создание таких
жизненных ситуаций, в которых бы учащиеся могли использовать ранее
приобретенные знания.
Именно непрерывность повторения даст возможность сократить время,
специально отведенное на повторение в конце четверти и учебного года.
Игнорирование требований непрерывности повторения при планировании
системы уроков по теме или разделу приводит к тому, что учащиеся
коррекционной школы из-за слабой памяти, быстро-ты сглаживания
существенных признаков изученных понятий уподобляются их сходным или
контрастным понятиям, что нередко приводит к необходимости не
повторения, а объяснения вновь ранее изученного материала.
Рассмотрим примерное планирование системы уроков по теме «Таблица умножения по 2».
1-й урок.
Тема:«Понятие об умножении как сложении равных слагаемых. Замена сложения равных слагаемых умножением». Цель. Ознакомление с умножением
как сложением оди-наковых слагаемых с заменой одинаковых слагаемых
умноже-нием, а умножения – сложением, с чтением и записью действия
умножения знаком умножения: х.
2-й урок.
Тема:«Табличное умножение по 2 (случаи: 2х5, 2х7, 2х3)». Цель. Начать изучение табличного
умножения по 2. Закрепить понимание действия умножения, формировать
навыки замены сложения равных слагаемых умножением и наоборот.
3-й урок.
Тема:«Табличное умножение по 2 (случаи: 2х6, 2х4, 2х8)». Цель. Продолжить изучение табличного умножения по 2. Закрепить
знание случаев умножения 2х3, 2х5. 2х7, продолжить формирование навыков
замены сложения одинаковых слагаемых умножением и наоборот.
4-й урок.
Тема:«Табличное умножение по 2 ( случаи: 2х2, 2х10, 2х9)». Цель.Познакомить с новыми случаями умножения по 2. Закрепить знание известных учащимся табличных случаев умножения по 2.
5-й урок.
Тема:«Таблица умножения по 2 (все случаи)». Цель. Обобщить знания учащихся об умножении по 2. Составить таблицу умножения по 2 по постоянному множителю (2) и таблицу Пифагора.
6-й урок.
Тема:«Сопоставление действий умножения и сложения».
Цель. Сравнение действий и
результатов: 2х3, 2+3 и 2+2+2 и др. Замена умножения сложением и
наоборот. Дифференциация знаний о сложении и умножении.
7-й урок.
Тема:«Задачи на нахождение суммы равных слагаемых». Цель. Познакомить учащихся с новым видом простых задач. Показать возможность записи их решения действиями сложения и умножения.
Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе/М.Н. Перова. - М.: Владос, 1999