Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (пропедевтика)
11.05.2010, 19:44
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (пропедевтика)
Пропедевтический, или добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). На фоне несформированности познавательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью резко проявляются недостатки зрительного восприятия и пространственной ориентировки, что затрудняет процесс формирования зрительных образов букв, пространственного расположения их элементов. Все это обуславливает проведение занятий, подготавливающих к обучению грамоте, а в дальнейшем – к совершенствованию навыков чтения и письма, овладению элементарной грамматикой, связной и письменной речью.
На этапе пропедевтики учителю-дефектологу необходимо выявить проблемы, вызывающие затруднения в формировании зрительного и пространственного восприятия, определить задачи по данному направлению и включить данное направление в коррекционную работу с учениками (учеником). Для выявления состояния знаний и умений в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель предлагает задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом, в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, слева над, под, около). Проводятся упражнения по классификации предметов по цвету, форме, величине.
Коррекционные упражнения по формированию зрительного восприятия и пространственной ориентировки активно включаются в уроки русского языка и коррекционные занятия.
Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Материал должен быть у учителя (крупный – для работы у доски) и у каждого ученика на парте (меньших размеров).
Цель занятий – подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности.
Воспроизведение образца. Учитель выкладывает на доске сочетание из трех полосок бумаги. Образец тщательно анализируется, а затем ученики воспроизводят его у себя на партах, при необходимости сверяя свою работу с изображением на доске. Этот вид упражнений способствует обучению навыка списывания.
Выполнение образца по памяти. Предлагаемый образец анализируется и закрывается, а открывается тогда, когда ученики самостоятельно выполнят упражнение. Они сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.Это зрительный диктант, развивающий зрительную память, самоконтроль, способствующий формированию навыка списывания как подлинного акта письма, а не только копирования.
Выполнение упражнений по словесной инструкции направлено на формирование таких сложных психических функций, как зрительное представление и предметно-пространственное воображение. Вырабатывается слуховое внимание, умение понимать обращенную к ним речь.
Порядок проведения специальных упражнений
Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке: 1. Различение наиболее распространенных цветов (черный, коричневый, красный, желтый, синий, зеленый, белый). Обычно для первых упражнений берутся одновременно две – три полоски.
Задания:
назвать все цвета; назвать все цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;
распределить полоски так, как на доске;
запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;
выполнить упражнение по словесной инструкции учителя.
2.Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д.
Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены.
3.Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:
различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;
различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру. Например:
4.Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др.
Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.
Упражнения с геометрическими фигурами
Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.
В качестве примеров можно рекомендовать следующее:
Формирование у учащихся зрительного восприятия и пространственной ориентировки способствует развитию аналитико-синтетической деятельности в частности такой ее функции, как сравнение.
Подготовила В.А Мельникова, администратор сайта.
Материал подготовлен по материалам методического пособия В.В.Воронковой «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 1988»