Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.10.2020, 19:22 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Методики обучения детей с ОПФР

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (пропедевтика)
11.05.2010, 19:44
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки (пропедевтика)

Пропедевтический, или добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью). На фоне несформированности  познавательной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью резко проявляются недостатки зрительного восприятия и пространственной ориентировки, что затрудняет процесс формирования зрительных образов букв, пространственного расположения их элементов. Все это обуславливает проведение занятий, подготавливающих к обучению грамоте, а в дальнейшем – к совершенствованию навыков чтения и письма, овладению элементарной грамматикой, связной и письменной речью.

На этапе пропедевтики учителю-дефектологу необходимо выявить проблемы, вызывающие затруднения в формировании зрительного и пространственного восприятия, определить задачи по данному направлению и включить данное  направление в коррекционную работу с учениками (учеником). Для выявления состояния знаний и умений в области зрительного восприятия и пространственной ориентировки учитель предлагает задания: раскрасить контурные рисунки соответствующим карандашом, в указанном порядке расположить предметы (рядом, справа, слева над, под, около). Проводятся упражнения по классификации предметов по цвету, форме, величине.


Коррекционные упражнения по формированию зрительного восприятия и пространственной ориентировки активно включаются в уроки русского языка и коррекционные занятия.


Для специальных упражнений применяют сначала цветные полоски бумаги, а затем геометрические фигуры разного цвета и размера. Материал должен быть у учителя (крупный – для работы у доски) и у каждого ученика на парте (меньших размеров).

Цель занятий – подготовить учащихся к выполнению различных видов учебной деятельности.

  1. Воспроизведение образца. Учитель выкладывает на доске сочетание из трех полосок бумаги. Образец тщательно анализируется, а затем ученики воспроизводят его у себя на партах, при необходимости сверяя свою работу с изображением на доске. Этот вид упражнений способствует обучению навыка списывания.
  2. Выполнение образца по памяти. Предлагаемый образец анализируется и закрывается, а открывается тогда, когда ученики самостоятельно выполнят упражнение. Они сравнивают свою работу с образцом и исправляют ошибки.Это зрительный диктант, развивающий зрительную память,       самоконтроль, способствующий формированию навыка списывания как подлинного акта письма, а не только копирования.
  3. Выполнение упражнений по словесной инструкции направлено на формирование таких сложных психических функций, как зрительное представление и предметно-пространственное воображение. Вырабатывается слуховое внимание, умение понимать обращенную к ним речь.

Порядок проведения специальных упражнений

Специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировки рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Различение наиболее распространенных цветов (черный, коричневый, красный, желтый, синий, зеленый, белый). Обычно для первых упражнений берутся одновременно две – три полоски.

Задания:
  • назвать все цвета; назвать все цвета в той последовательности, в какой их дал учитель;
  • распределить полоски так, как на доске;
  • запомнить, как выполнено задание на доске, сделать так же и проверить;
  • выполнить упражнение по словесной инструкции учителя.
2.Воспроизведение из цветных полосок различных сочетаний, напоминающих буквы П,Н,Ш,Т, и т.д.

Предварительно проводится тщательный анализ, в ходе которого дети уточняют, из скольких полосок составлена данная фигура, какого она цвета, размера, как расположены.

3.Различение сочетаний полосок по цвету, размеру и расположению. Для сравнения берется не более двух сочетаний:
  • различающихся расположением полосок, сходных по цвету и размеру;
  • различных по цвету полосок, сходных по их расположению и размеру. Например:

4.Разложение целого на составные элементы и восстановление целого из отдельных частей. Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др.

Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.




Упражнения с геометрическими фигурами
Интересны упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по горизонтали, по вертикали; в различении комбинаций из этих фигур; в разложении предмета на составные части и восстановлении целого из отдельных частей.

В качестве примеров можно рекомендовать следующее:
 
 
Формирование у учащихся зрительного восприятия и пространственной ориентировки способствует  развитию аналитико-синтетической деятельности в частности такой ее функции, как сравнение.

Подготовила
В.А Мельникова, администратор сайта.



Материал подготовлен по материалам методического пособия В.В.Воронковой «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение» 1988»


Категория: Методики обучения детей с ОПФР | Добавил: Valentina | Теги: зрительное восприятие, пространственная ориентировка, развитие зрительного восприятия, развитие пространственной ориентиро, пропедевтика
Просмотров: 13093 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/1| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz