Программированные задания по курсу СБО
С.А.Львова, Ковров «Воспитание и обучение 2004 №1 стр. 33-40» Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения и контроля за знаниями учащихся очень актуальна в настоящее время как для массовой, так и для специальной коррекционной школы VIII типа.
Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы активизировать познавательную деятельность школьников. Учителя чаще всего применяют словесные и реже — наглядные и практические методы. Иногда устный опрос является единственным видом проверки зна¬ний учащихся. Это приводит к сниже¬нию их активности и значительной по¬тере времени на уроке. Опыт работы с учащимися специальной (коррекционной) школы приводит к выводу о возможности успешного применения элементов программированного обучения на уроках социально-бытовой ориентировки. Использование на уроке СБО элементов программирования помогает учителю обеспечивать активную самостоятельную деятельность учеников, постоянно следить за усвоением знаний, своевременно оказывать необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности умственно отсталых учащихся. Введение в процесс проверки знаний элементов программирования позволяет экономить время урока, т.к. за несколько минут можно выявить подготовку всего класса по изучаемой теме, разделу. При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности, доступности обучения. Заполнение перфокарт, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти учащихся со сниженным интеллектом. Однако необходимо сочетать элементы программированного обучения с трдиционными методами, т.к. недостатком первых является пассивность речи учащихся при их использовании. Применяя наряду с другими способами программи¬рованные задания, можно ждать позитивных результатов. Применение программированных заданий наиболее эффективно в специальной (коррекционной) школе VIII вида на этапах закрепления и проверки знаний. Методика проведения уроков СБО позволяет использовать программированные задания также перед изучением но¬вой темы для выявления имеющегося опыта учеников и пробелов в знаниях. На начальных этанах обучения целесообразно пользоваться одним видом программирования. Это позволяет эко¬номить время на инструкции по технике выполнения работ. Таблицы и алгоритмы вызывают у учащихся со сниженным интеллектом некоторые трудности лишь на начальных этапах использования. Перфокарта, дающая возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, сокращает время проверки. Кроме этого, она позволяет осуществить самопроверку и взаимопроверку. Перфоконверт развивает письменную речь и способствует выработке навыков самоконтроля. На выполнение программированного задания рекомендуется отводить 3—5 минут учебного времени.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|