Особенности усвоения математики детьми с ОПФР, получающими цензовое образование (трудности в обучении, тяжелые нарушения речи, слух, зрение). Методические приемы работы по включению детей с ОПФР в деятельность на уроках математики в классах интегрированного обучения.
Мельникова В.А., учитель-дефектолог, Рогачёв, Беларусь
У детей с нарушениями психического развития, тяжелыми нарушениями речи, слуха и зрения при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается: • низкий уровень активности; • незрелость мотивации к учебной деятельности; • сниженная работоспособность к приему и переработке информации; • недостаточная сформированность умственных операций; • склонность к стереотипным, шаблонным способам выполнения заданий; • отставание в речевом развитии (бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике); • внимание характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте изучения, неустойчивостью; • объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена; • скорость восприятия замедленна и т.д. • мелкая моторика развита слабо; • затруднения в пространственной ориентировке. Все это влияет на усвоение математики на начальном этапе обучения. На основании вышесказанного можно выделить общие, характерные для всех детей с ОПФР особенности усвоения математических знаний, которые объясняются особенностями психофизического развития. 1. Сниженный уровень интеллектуальной деятельности и недостаточно сформированный план действий вызывает затруднения в счете. 2. Недостаточный уровень развития процессов анализа вызывает затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части, приводит к смешиванию действий сложения и вычитания, умножения и деления. 3. Недостаточный уровень мыслительной операции «анализ» через синтез приводит к трудностям при выполнении счетных операций с переходом через разряд, решении задач. 4. Недостаточный уровень развития пространственных отношений приводит порой к «зеркальному» написанию цифр, записи цифровой последовательности (запись начинается с последнего элемента), трудностям записи и выполнения столбиков примеров, трудности в обратном счете, ошибкам при записи состава числа (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа). 5. Недостаточный уровень сформированности процессов зрительно двигательной координации приводит к некрасивому написанию цифр (высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради). 6. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности не дает возможности решать задачи логического содержания, самостоятельно выбирать несколько способов решения задач, вычленять математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задачи, приводит к шаблонному, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий. 7. Недостаточное развитие смысловой памяти приводит к неспособности усваивать схемы рассуждений при решении типовых задач, трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий. 8. Недостаточное развитие процессов абстрагирования и обобщения приводит к трудностям в решении задач и примеров с буквенными обозначениями.
Методические приемы работы по включению детей с ОПФР в деятельность на уроках математики в классе интегрированного обучения:
• снижение темпа (темп адаптируется к способностям ребенка) изучения программного материала, подача информации небольшими порциями; • организация обучения на основе потенциальных возможностей «особого ребенка»; • использование второстепенных средств обучения; • использование приемов дополнительных объяснений; • адаптация программного материала под потенциальные возможности «особого ученика»; • использование метода аттракции (поддержка, одобрение, поощрение и т.д.) вместо порицания, наказания, акцентирования внимания на недостатках; • включение «особого» ученика в коллективную, групповую деятельность, работу в парах; • предпочтение индуктивному пути познания знаний (от частного к общему), нежели дедуктивного (от общего к частному); • оказание помощи при ответах (по необходимости использование кратких конспектов, ответов, источников информации); • предъявление правильных ответов в заданиях для самоконтроля; • структурирование изучаемого материала с использованием сигнальных опор; • соблюдение охранительного режима: переключение видов деятельности, физкультминутки, расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости; • уменьшение дозировки домашнего задания по сравнению с обычными учениками класса; • использование компьютерных технологий.
|