Методика изучения арифметических действий в пределах 10 во вспомогательной школе Подборку подготовила Мельникова В.А.- учитель-дефектолог, Рогачёв, Беларусь
С арифметическими действиями в пределах 10 учащиеся, получающие цензовое образование знакомятся в 1 классе, получающие нецензовое образование в 1-2 классе. Во всех типах специальных школ с арифметическим действием учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Изучение каждого из чисел первого десятка (кроме 1) завершается изучением действий сложения и вычитания в пределах этого числа Действия сложения и вычитания изучаются параллельно.
Учащиеся знакомятся со знаками сложения – плюсом (+), вычитания – минусом (-) и знаком равенства – равно (=). При изучении темы «Арифметических действий в пределах 10» учащиеся должны овладеть вычислительными приемами, получить прочные вычислительные навыки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а так же состав чисел первого десятка, узнавать и показывать компоненты и результаты двух арифметических действий (сложения вычитания) и понимать их названия в речи учителя. В основе сложения и вычитания в пределах 10 лежат операции с предметными совокупностями и некоторые вычислительные приемы. Предметно – практическая деятельность сопровождается счетом: «К одной лампочке прибавить еще одну лампочку. Сколько лампочек получится». Учащиеся на партах прибавляют к одному предмету другой предмет и пересчитывают результат. Запись примеров идет в тетради и на доске. Затем записанный пример прочитывается «К одному прибавить один, получится два». По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойствами этого ряда (каждое число меньше следующего за ним на единицу и больше стоящего перед ним на единицу) прием сложения и вычитания опирается на это свойство. Дети учатся этим приемом прибавлять и вычитать единицу из числа, т.е. присчитывать и отсчитывать по 1. Пособием для овладения этим приемом должен быть натуральный ряд чисел от 1 до числа, которое изучают. Числовой ряд постоянно должен находиться на наборном полотне в классе и на партах учащихся. Например, надо решить : 3+1. Учитель показывает цифру 3 в числовом ряду и просит найти число на 1 больше. Это следующее в числовом ряду число 4. Таким же образом решается пример на вычитание. Дети успешно пользуются табличкой числового ряда, которая помогает овладеть приемом без опоры на конкретный материал.
Когда учащиеся научатся прибавлять и вычитать по 1, надо учить их прибавлять по 2. Например, к 4 прибавить 2.Ученик ставит палец на число 4 в числовом ряду, прибавляет один, и еще один. Палец ученика скользит по числовому ряду. Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|