Методические приемы формирования временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Формирование временных представлений невозможно без тесного сотрудничества учителя, воспитателя и семьи. Воспитатель группы продленного дня (или воспитатель школы интернатного типа) должен накапливать и закреплять временные представления учащихся в режимные моменты, во время самоподготовки, «клубных часов», воспитатель¬ных мероприятий, а также специально организованных наблюдений и экскурсий. Члены семьи школьника также могут быть активными участниками коррекционного процесса. Ежедневно, в т. ч. в выходные дни и школьные каникулы, они должны стремиться актуализировать, закреплять и расширять представления ребенка о времени.
Все упражнения и игры следует проводить так, чтобы учащиеся самостоятель¬но смогли заметить свои ошибки и постарались их исправить. В этом случае трудности не снижают интереса к заданию, а становятся мотивом для продолжения поиска правильного решения. Как правило, подобные упражнения способствуют не только формированию временных представлений учащихся, но и развитию познавательной деятельности в целом. Кроме того, вариативность заданий способствует поддержанию познавательного интереса учащихся. Обязательным условием формирования системы представлений о времени является использование сочетания различных видов наглядных средств, как в урочное, так и во внеурочное время. Подбор наглядных средств для изучения конкретного временного понятия осу¬ществляется в соответствии с дидактической целью каждого этапа обучения, содержанием учебной информации, логикой ее изложения, психологическими закономерностями усвоения знаний учащимися с нарушением интеллекта. В наглядных пособиях существенным признаком временных понятий должен выступать цвет, который, являясь своего рода условным знаком, легче воспринимается в качестве носителя определенной информации.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|