Коррекционные упражнения по преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению
Рекомендации предполагают обучение детей нетрадиционными способами. I. Облегчение формирования графического навыка письма. Письмо является базовым навыком, на котором практически строится все дальнейшее обу-чение. Если ребенок не освоит его вовремя, то в дальнейшем непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку. Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Он затрагивает мно-гие сферы умственной деятельности ребенка и связан с функционированием различных уча-стков коры головного мозга, органами зрения, слуха, речевым аппаратом, мышцами тела. У детей с недостатками интеллектуального и психофизического развития наблюдаются на-рушения высших психических функций, таких как анализ и синтез, несформированность слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики, т.е. всех компонентов участвующих в акте письма. Помимо этого, они соматически ослаблены, обладают склонностью к возникновению охранительного торможения в коре головного мозга даже при незначительных умственных и физических нагрузках. Отмеченные выше факты побуждают искать методы и приемы, облегчающие процесс формирования навыка письма у детей с отклонениями в психофизическом развитии. Предлагается метод, разработанный лауреатом Государственной премии СССР в области педагогики (1988 г.), учителя - исследователя Е.H. Потаповой, который направлен на снижение перегрузки и утомления детей при формировании каллиграфического навыка письма. Потапова Е.H. предлагает обучение графическому навыку письма проводить в три этапа: 1й - развитие мускульной памяти; 2й - развитие тактильной памяти; 3й - закрепление знаний и умение с помощью вкладышей букв. Все этапы связаны между собой и сочетаются на одном занятии. - Для развития мускульной памяти предлагается штриховка различных фигур, обведенных по трафаретам. Штриховка осуществляется сначала параллельными штрихами, расстояние между которыми равно ширине строчной буквы. Позднее вводится штриховка волнистыми и круговыми линиями, овалами, полуовалами, петлями.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|