Коррекционная работа в букварном периоде
обучения грамоте во вспомогательной школе
Букварный период во вспомогательной школе
рассчитан на два года (1-2класс, программа МО Республики Беларусь). Если
возможности учеников не позволяют овладеть первоначальной грамотой в течении
двух лет, букварный период на основе ПМПК и постановления педагогического
совета может быть перенесен еще на определенный период следующего года.
Весь период обучения
грамоте во вспомогательной школе делится на четыре этапа:
1 этап - изучение звуков и букв а, у,
о, м, с, х .
2 этап - изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р .
3 этап - изучение звуков и букв к, п, т, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь.
4 этап - изучение звуков и букв ё ,е, я ю, ц, ч, щ, ф, з, ъ.
Слоговые структуры по степени
трудности усвоения распределяются следующим образом:
а) слоги - слова, состоящие
из двух усвоенных букв (ау, уа).
б) обратные слоги (ам, ум, ох, ах).
в) прямые, открытые слоги с твердыми согласными (ма, му, мо).
г) закрытые слоги с твердыми согласными (сом).
д) прямые, открытые слоги и закрытые слоги с твердыми и мягкими согласными (ма,
мя, лак, мяк).
е) слоги со стечением согласных (кры, спи, волк).
Виды упражнений для выработки умения слышать и различать звук в словах
1. Связать выделенный из речи звук с
конкретными представлениями детей (у-у-у... - гу-док паровоза; ш-ш-ш... -
шипение гуся; ж-ж-ж... - жужжание жука и т.д.
2. Определить, есть ли в
названных словах изучаемый звук.
3. Определить, в каком из двух названных слов имеется данный звук.
4. Hазвать место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Hазвать изображенные на картинках предметы, определить, есть ли в данных
словах изучаемый звук.
6. Из предъявленных картинок отобрать только картинки с изображением предметов,
в названиях которых встречается данный звук.
7. Подобрать слова с изучаемым звуком, чтобы он встречался только в начале, или
в середине, или в конце слова или во всех вариантах.
Знакомство с буквой.
1. Буква предъявляется только после полного усвоения звука, т.е. тогда, когда
данный звук узнается учениками в различных его сочетаниях с другими звуками.
2. Работа по всестороннему изучению буквы прежде всего предполагает
восприятие общей формы буквы, изучение ее состава (элементов и их расположения)
отличие от других, уже знакомых букв.
3. Буква должна быть напечатана крупным планом на картоне или плотной
бумаге. Можно сравнить предъявляемую букву с каким -либо знакомым предметом или
вспомнить, где учащиеся могли видеть эту букву (М - станция метро, О - обруч).
4. Упражнения в подборе таких же букв к данной на классной доске, в группировке
одинаковых букв безотносительно к их цвету или размеру и др.
5. Изучаемые буквы надо писать разного размера, цвета, на картоне, на плотной
цветной бумаге, вырезать в виде трафареток из фанеры, картона, наждачной
бумаги; делать буквы из проволоки, лепить из пластилина. Использование готовых
пластмассовых букв, букв напечатанных на детских кубиках, букв в виде формочек
для песка и т.д.
6. В случаях, если ученики с трудом запоминают образ буквы, необходимо
давать задания по обведению букв, изготовленных из разных материалов (наждачной
бумаги, картона, проволоки), по написанию букв в воздухе, письмо водой по
линолеуму (развитие мелкой моторики, быстрое исчезновение неуспеха ребенка), письмо
дефектологом букв на ладошке ребенка (развитие тактильного восприятия).
7. Работа с лентой букв.
А Б А В С А М А К Т А С Ш Ю А Ж А Я К ТС А Б С М К Т Ш Ж С А Б М Т
Hапример: Изучаемый звук и буква А.
Буква А попадает в окошко (лента протягивается через окошко).
Дефектолог с ребенком называет звук, При очередном попадании буквы в окошко
дефектолог говорит звук все тише и тише, затем прекращает называть звук,
а ребенок по инерции называет. Hа следующем занятии ребенку предлагается
отыскать ту или иную букву, назвать ее и написать ее. Ребенок видит букву,
называет, пишет. В данном виде работы задействованы зрительные, слуховые,
тактильные анализаторы. Звук и буква усваивается быстрее обычных вариантов
изучения.
8. Нахождение буквы в различных текстах. Буква находится, подчеркивается
(зачеркивается), называется.
Упражнения для выработки навыка
быстро узнавать буквы (соотнесение буквы и звука)
1. Назвать все пройденные буквы, выставленные на наборном полотне.
2. Показать букву, названную учителем, прочитать ее.
3. Hайди нужную букву среди других букв в общеклассной кассе, в индивидуальной
кассе, на наборном полотне.
4. Напечатать названную учителем букву, назвать ее.
|