Коррекционная работа в букварном периоде обучения грамоте во вспомогательной школе - Методики обучения детей с ОПФР - Кабинет дефектолога - Каталог файлов - Дефектология для вас
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 27.02.2017, 21:35 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 90
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Методики обучения детей с ОПФР

Коррекционная работа в букварном периоде обучения грамоте во вспомогательной школе
05.03.2013, 19:20

Коррекционная работа в букварном периоде
 обучения грамоте во вспомогательной школе

Букварный период во вспомогательной школе рассчитан на два года (1-2класс, программа МО Республики Беларусь). Если возможности учеников не позволяют овладеть первоначальной грамотой в течении двух лет, букварный период на основе ПМПК и постановления педагогического совета может быть перенесен еще на определенный период следующего года.

Весь период обучения грамоте во вспомогательной школе делится на четыре этапа:
1 этап - изучение звуков и букв а, у, о, м, с, х .
2 этап - изучение звуков и букв ш, л, ы, н, р .
3 этап - изучение звуков и букв к, п, т, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь.
4 этап - изучение звуков и букв ё ,е, я ю, ц, ч, щ, ф, з, ъ.

Слоговые структуры по степени трудности усвоения распределяются следующим образом:

а) слоги - слова, состоящие из двух усвоенных букв (ау, уа).
б) обратные слоги (ам, ум, ох, ах).
в) прямые, открытые слоги с твердыми согласными (ма, му, мо).
г) закрытые слоги с твердыми согласными (сом).
д) прямые, открытые слоги и закрытые слоги с твердыми и мягкими согласными (ма, мя, лак, мяк).
е) слоги со стечением согласных (кры, спи, волк).

Виды упражнений для выработки умения слышать и различать звук в словах

1. Связать выделенный из речи звук с конкретными представлениями детей (у-у-у... - гу-док паровоза; ш-ш-ш... - шипение гуся; ж-ж-ж... - жужжание жука и т.д.

2. Определить, есть ли в названных словах изучаемый звук.
3. Определить, в каком из двух названных слов имеется данный звук.
4. Hазвать место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Hазвать изображенные на картинках предметы, определить, есть ли в данных словах изучаемый звук.
6. Из предъявленных картинок отобрать только картинки с изображением предметов, в названиях которых встречается данный звук.
7. Подобрать слова с изучаемым звуком, чтобы он встречался только в начале, или в середине, или в конце слова или во всех вариантах.
Знакомство с буквой.
1. Буква предъявляется только после полного усвоения звука, т.е. тогда, когда данный звук узнается учениками в различных его сочетаниях с другими звуками.
  2. Работа по всестороннему изучению буквы прежде всего предполагает восприятие общей формы буквы, изучение ее состава (элементов и их расположения) отличие от других, уже знакомых букв.
  3. Буква должна быть напечатана крупным планом на картоне или плотной бумаге. Можно сравнить предъявляемую букву с каким -либо знакомым предметом или вспомнить, где учащиеся могли видеть эту букву (М - станция метро, О - обруч).

4. Упражнения в подборе таких же букв к данной на классной доске, в группировке одинаковых букв безотносительно к их цвету или размеру и др.
5. Изучаемые буквы надо писать разного размера, цвета, на картоне, на плотной цветной бумаге, вырезать в виде трафареток из фанеры, картона, наждачной бумаги; делать буквы из проволоки, лепить из пластилина. Использование готовых пластмассовых букв, букв напечатанных на детских кубиках, букв в виде формочек для песка и т.д.
  6. В случаях, если ученики с трудом запоминают образ буквы, необходимо давать задания по обведению букв, изготовленных из разных материалов (наждачной бумаги, картона, проволоки), по написанию букв в воздухе, письмо водой по линолеуму (развитие мелкой моторики, быстрое исчезновение неуспеха ребенка), письмо дефектологом букв на ладошке ребенка (развитие тактильного восприятия).
7. Работа с лентой букв.
А Б А В С А М А К Т А С Ш Ю А Ж А Я К ТС А Б С М К Т Ш Ж С А Б М Т
Hапример: Изучаемый звук и буква А.

Буква А попадает в окошко (лента протягивается через окошко). Дефектолог с ребенком называет звук, При очередном попадании буквы в окошко  дефектолог говорит звук все тише и тише, затем прекращает называть звук, а ребенок по инерции называет. Hа следующем занятии ребенку предлагается отыскать ту или иную букву, назвать ее и написать ее. Ребенок видит букву, называет, пишет. В данном виде работы задействованы зрительные, слуховые, тактильные анализаторы. Звук и буква усваивается быстрее обычных вариантов изучения.
  8. Нахождение буквы в различных текстах. Буква находится, подчеркивается (зачеркивается), называется.
Упражнения для выработки навыка
быстро узнавать буквы (соотнесение буквы и звука)

1. Назвать все пройденные буквы, выставленные на наборном полотне.
2. Показать букву, названную учителем, прочитать ее.
3. Hайди нужную букву среди других букв в общеклассной кассе, в индивидуальной кассе, на наборном полотне.
4. Напечатать названную учителем букву, назвать ее.

 

Категория: Методики обучения детей с ОПФР | Добавил: Melanna | Автор: Мельникова Валентина Андреевна
Просмотров: 4546 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)
[31.01.2016]
Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии во вспомогательной школе

[24.04.2016]
Лечимся луком репчатым (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку при недержании мочи (домашняя аптека)

[24.04.2016]
Как помочь ребенку с эпилепсией (домашняя аптека)

[26.10.2015]
Средовые ресурсы кабинета учителя-дефектолога (работа с детьми с нарушениями речи)
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz