Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 25.02.2018, 12:21 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Методики обучения детей с ОПФР

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха в пропедевтический период во вспомогательной школе
05.03.2013, 19:51
Коррекционная работа по развитию
фонематического слуха
в пропедевтический период
во вспомогательной школе

I. На первых порах умственно отсталого школьника

необходимо учить слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
А) слушать шуршание листьев под ногами, шелест
падающей листвы, передавать его звуками: "ш - ш - ш".
Б) учить слушать и различать голоса некоторых птиц,
животных.
В) игры: "Кто услышит больше звуков?", "О чем говорит
улица?", "О чем говорит коридор?".
Г) чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в
которых передаются голоса животных.

Кто на елке, на суку
Счет ведет: "ку - ку, ку - ку"?

  Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделять голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их учащимися.

II. Следующий этап - членение высказывания на слова.
На данном этапе фразовая речь у/о ребенка не
сформирована. Работа по усвоению термина "слово" начинается с называния предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения. Это рассматривание и называние предметов и игрушек. Уточнение, сколько предметов назвали и сколько
сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех, т.е. столько, сколько дети могут сосчитать.
С этого момента вводится условно - графическая запись
слов, затем предложений, слога, звука, т.е. своеобразная
форма материализации, при которой моделируется фонемная структура слова /Д.Б.Эльконин/, речевое высказывание.
Запись осуществляется полосками бумаги разной длины и
цвета, а так же кружочками - для обозначения звуков.
На доске учитель (у себя на парте - каждый ученик)
выкладывает столько полосок, сколько названо слов. Затем вместо натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы, слова условно - графически записывают.
Только после такой предварительной работы можно
предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления.
- Сколько слов я сказала?
- Сколько полосок мы выложили на парте?
- Какое первое слово? Второе? Третье?

III. Обучение детей построению предложений на основе

непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке (ситуативные картинки), или на тему, данную учителем.
- Скажите, что делает Саша. Что делает Миша?
- Саша рисует. Миша пишет.
Предложение записывается одной длинной чертой, указывая его начало и конец.

└──────────────────────── .

Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в
составленном предложении, называют их и делают
соответствующую запись:

└──────────────────────── .
────────── ───────────
  Далее идет формирование представлений относить к словам не только предметы, но и действия. Можно включать   предлог, обратив внимание детей на то, что это маленькое слово, и записывать его тоже надо отдельно.
Например: "Девочка играет в мяч". Делается запись:

└──────────────────────── .
─── ──── ──── ────────
  IV. Следующий этап работы - деление слова на слоги,
выделение слога как части слова.

─────────────────────────.
────────── ───────────
Внимание учеников акцентируется на том, что слова
произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. Термин "слог" на первых порах не дается.
Условно-графической записью моделируется слоговая
структура слова:
V. Последний этап подготовительных занятий - выделение звуков речи (а, у, м), с которых начинается овладение грамотой.
Условно-графическая запись звука оформляется в виде
кружка или квадратика.
Гласные обозначаются красным цветом, согласные - синим.
Для у/о детей такие два процесса, как выделение звука,
умение его слышать и к тому же различать по звуковой
характеристике, является весьма сложной задачей.

Литература:
В.В.Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в 1-4
классах вспомогательной школы .- М.: Просвещение, 1988 г.
 
Категория: Методики обучения детей с ОПФР | Добавил: Melanna | Автор: Мельникова Валентина Андреевна
Просмотров: 2402 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
Перспективный план "Трудовое обучение" (9кл. 2 -ое полугодие, вспомогательная школа, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
Примерный перспективный план "Трудовое обучение" (9кл. (девочки)1-е п-е, вспомогательная школа, интегрированный класс)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2018
Создать бесплатный сайт с uCoz