Коррекционная работа по формированию у детей с умственной отсталостью правописания слов со стечением согласных
06.02.2010, 21:23
Коррекционная работа по формированию у детей с умственной отсталостью правописания слов со стечением согласных.
Работу над этим учебным материалом учитель должен вести фронтально, но при этом учитывать индивидуальные возможности детей.
Фронтальная работа заключается в специальных упражнениях по развитию фонематического восприятия у всех учащихся класса, уточнению их артикуляции, зрительных восприятий и развитию тонко координированных движений рук. В результате ученики в достаточной степени должны овладеть правильным звуковым анализом, а также переводом звуков речи в графические обозначения.
При подборе упражнений надо учитывать, что основными приемами здесь являются приемы списывания и записи по слуху. Это будет способствовать за-креплению навыков правильного слышания и правильного письменного воспроизведения слова.
Специальную коррекционную работу необходимо направить на исправление недостатков уч-ся на основе имеющихся у них сохранных возможностей.
При прохождении данной темы учитывается что:
написание предлагаемых слов должно соответствовать произношению;
для правильного написания слов основную роль должно играть слуховое восприятие.
Цель данных уроков следующая:
Развивать у учащихся фонематического восприятия.
Развитие умения различать на слух звуки (уточнение звуко -буквенного состава слова).
Формирование умения правильно писать слова со стечением согласных.
Схема уроков:
Урок 1. Составление слов со стечением согласных.
Преобразование слов методом наращивания звуков (рот - крот, вол - волк, сон - слон) и перемещения звуков в словах (кот - кто).
Работа с настенными таблицами.
Условно - графическое обозначение звукового состава слова.
Письмо слов со стечением согласных по "следам анализа".
Урок 2. Слова со стечением согласных в начале слова.
Звуковой анализ и условно - графическое обозначение количества звуков в словах со стечением согласных.
Составление некоторых слов из букв разрезной азбуки. Запись данных слов в тетрадь.
Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных.
Урок 3. Слова со стечением согласных в конце и середине слова.
Списывание слов с данного образца.
Подбор аналогичных примеров, где бы стечение согласных находилось в конце или середине слова.
Составление предложений с данными словами. Запись их в тетрадь после предвари-тельного разбора и записи на доске.
Урок 4. Закрепление написания слов со стечением согласных.
Запись под диктовку слов со стечением согласных по "следам анализа".
Списывание предложений с заданием вставить пропущенные буквы в слова со сте-чением согласных.
Урок 5. Проверка умения написания слов со стечением согласных.
Запись под диктовку слов со стечением согласных.
Выполнение упражнения (дописать предложение, вставляя вместо изображенных предметов слова со стечением согласных).
Пример разработки второго урока.
Тема урока: Слова со стечением двух согласных в начале слова. Оборудование:
1) У учителя общеклассная буквенная касса, общеклассное горизонтальное полотно, кружки для условно - графического обозначения количества звуков в слове, предметные рисунки, конверты с раздаточным дидактическим материалом, цветные мелки. 2) У каждого ученика набор букв разрезной азбуки, цветные карандаши.
Ход урока. 1. Проверка домашнего задания.
2. Составление слов со стечением согласных методом наращивания звуков. а) уч-ся по заданию учителя составляют из букв разрезной азбуки слова мех, сор и преобразуют их, добавляя буквы в начале слова или после первой буквы. В результате получаются слова: смех, спор. б) Пары слов: (мех - смех, сор - спор) - учащиеся анализируют по звуковому составу, записывают на доске и в тетради.
3. Всему классу (группе детей) предъявляются рисунки, на которых изображены стол, слон, кран. а) Слова, названия изображенных предметов, анализируются по звуковому составу. Hа наборном полотне выставляются кружки, количество которых соответствует количеству звуков в слове. б) Учащиеся составляют слова из букв разрезной азбуки и записывают их в тетради.
4. Со словами, более сложными по составу (крыша, слева) проводится подобная же работа, но уже без предъявления картинок, на основе только слухового восприятия.
5. Hа доске столбиком написан ряд предложений:
Крот рыл норку. Hа дереве грач. В лесу грибы. У Саши книги.
Все предложения учащиеся в начале прочитывают вслух, выделяют слова, на написание которых следует обратить особое внимание. Эти слова подчеркивают цветным мелом. После этого упражнение списывают в тетрадь.
6. Подведение итога урока. 7. Задание на дом.
Петрова, В.Г. Обучение учащихся 1 - 4 классов вспомогательной школы