Коррекционная работа по формированию правописания звонких и глухих согласных в конце (середине) слов (Обучение грамоте и правописанию в начальной вспомогательной школе) Во вспомогательной школе обучение детей интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) морфологическим написаниям, в данном случае написанию звонких и глухих согласных в конце и середине слова, ведется на уровне фонетических занятий. Написание звонких и глухих согласных устанавливается «не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце слова с согласными перед гласными» кроме звонких и глухих согласных в середине слова (Рождественский Н.С. Методика грамматики и правописания).
Система упражнений по этой теме требует особой продуманности, что бы подвести обучающихся к выводам, которые могут быть оформлены в виде правила. Для облегчения овладения этими сложными написаниями программа вспомогательной школы располагает материал так, что бы каждое правило опиралось на пройденный материал, изучалось довольно длительно и подробно. Правописание звонких и глухих согласных опирается на умение различать парные звонкие и глухие согласные (3 класс), поэтому само правило о правописании звонких и глухих согласных в конце слов начинает изучаться с 4 класса. Правописание звонких и глухих согласных в середине слов предполагается программой 5 класса, так как требует иного способа проверки. В начале обучающиеся получают навыки правописания звонких и глухих на конце слова и учатся проверять сомнительный согласный изменением формы слова. А затем, знакомятся с правописанием звонких и глухих в середине слова и учатся проверять написание изменением формы слова и подбором родственных слов. Примечание. В Республике Беларусь Кодексом об образовании предусмотрено обучение детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) на I этапе обучения (начальная школа) 5 лет. Последовательность изучения темы «Звонкие и глухие согласные» определена программой вспомогательной школы I отделения. Последовательность коррекционной работы I Упражнения на различие парных звонких и глухих согласных 1. Прочитать (барабан, полка, зонт, санки, гусь, курица и др.). Прочитать первые буквы каждого слова. Сказать, какие это согласные, звонкие или глухие. Как это определить? Выписать первые буквы. 2. Написать парами звонкие и глухие согласные. Прочитать. 3. Прочитать слова (воробей, бабочка, филин т.д.). Списать. Звонкие согласные подчеркнуть двумя чертами, глухие - одной. Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|