Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 23.06.2017, 23:41 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог файлов

Главная » Файлы » Кабинет дефектолога » Методики обучения детей с ОПФР

Изучение музыкальной грамоты на уроках музыки во вспомогательной школе
14.07.2010, 18:35
Изучение музыкальной грамоты
на уроках музыки
во вспомогательной школе



Программой   по  музыкальному  воспитанию для вспомогательных    школ предусмотрено в V—VI классах изучение некоторых элементарных понятий по теории музыки. Детям дают понятие о нотном стане, скрипичном ключе, они учатся записывать ноты, используя при этом добавочные линейки, их знакомят с понятием длительность звуков, такт. Они учатся петь гамму до-мажор по нотам.

При изучении этих элементов музыкальной грамоты целесообразно применять на уроке таблицы. Рассказывая, например, о нотном стане, учитель использует соответствующую таблицу. Дети узнают, что в музыке для написания всех нотных знаков употребляется пять основных линеек. Но поскольку звуки в музыке бывают очень низкие и очень высокие, то пишутся добавочные линейки: для записи низких звуков — ниже нотного стана, для записи высоких звуков — выше нотного стана. Попутно можно объяснить учащимся, что человеческий голос может звучать на средних, низких и высоких звуках, но есть звуки, слишком низкие для голоса, их можно сыграть на контрабасе, фаготе, трубе, а очень высокие — на кларнете, скрипке, флейте. Дети рассматривают рисунки с изображением музыкальных инструментов. После объяснения темы урока необходимо повторить с учащимися изучаемый материал устно, а потом перейти к практическим занятиям.

Ученикам выдают обычные альбомы для рисования и предлагают задание: карандашом с помощью линейки начертить нотный стан и написать цифрами порядок счета линеек. Следующее задание: начертить нотный стан с добавлением к нему снизу и сверху добавочных линеек. Затем учащиеся учатся писать на линейках и между линейками нотные знаки в пределах первой октавы. В начале изучения темы учащиеся выполняют задания, пользуясь таблицами, которые учитель вывешивает на классной доске. Затем использование таблиц ограничивается, а в конце изучения темы учитель дает работу, с которой дети должны справиться самостоятельно, опираясь на   полученные   знания.

Для обучения нотной графике не случайно берется обычный альбом. Если умственно отсталые дети сразу будут работать на нотной бумаге, то они не смогут в случае необходимости начертить нотный стан с добавочными линейками. Альбом нужен и для того, чтобы после слушания музыки или разбора какой-нибудь песни сделать рисунок, иллюстрирующий содержание   прослушанного.

При изучении темы «Длительности звуков» учитель использует таблицу «Ноты и паузы различной длительности», на которой изображены целая нота, половинные ноты, четверти и восьмые, а для того чтобы помочь детям их представить, рядом — целое яблоко, яблоко, разделенное на половинки, на четыре и восемь частей. Практическое задание: изображение на нотном стане нот различной длительности — учащиеся выполняют, также имея перед глазами таблицу.


В работе по изучению длительностей звуков можно использовать наглядное пособие «Веер длительностей». Он делается из тонкого картона. Части веера напоминают лепестки ромашки. На каждом лепестке изображена нота определенной длительности: целая, половинная, четверть, восьмая.

Учитель проводит следующее упражнение: дети внимательно слушают звуки, которые берет на рояле учитель, затем, определив длительность ноты на слух, показывают лепесток веера с этой длительностью. Веер длительностей должен быть у каждого учащегося.

Закрепляя тему «Длительности звуков», можно провести такую    игру. Учитель делит детей            четыре  группы. Учащиеся, вошедшие  в первую группу, изображают целые ноты,  вошедшие  во вторую — половинные ноты, в третью — четверти и в четвертую — восьмые. Учащиеся, открыв веер на той длительности, которую они олицетворяют, кладут его перед собой на столе. Задача состоит в том, чтобы встать на звучание «своей» длительности и сесть, как только будут взяты звуки другой длительности. При ускоряющемся темпе учащимся приходится быстрее вставать и садиться, так что игру можно проводить как физкультминутку.

Для дальнейшего изучения и закрепления данной темы хорошо поиграть с детьми в нотное лото. Каждый ученик получает фишки и карточку из картона или плотной бумаги, на  которой вычерчен нотный стан, разделенный на 6 частей. В каждой части нотоносца изображена та или иная нота определенной длительности. Перед учителем общий лист, на котором выписаны все ноты каждой карточки. Он называет ноту и ее длительность, например:
  •  до — целая,
  •  ля — четверть,
  •  ми — восьмая и т. д.
Учащиеся смотрят на свои карточки и, если находят у себя названную ноту, закрывают ее фишкой. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит свою карточка фишками. Ребята с удовольствием играют в эту игру. На первых пopах изучения нотной грамоты нужно непременно пользоваться игрой как вспомогательным   средством.

Когда учитель знакомит детей с понятием такт, тактовая черта, для объяснения используется соответствующая таблица. Практические задания и самостоятельная работа проводятся по такому же плану, как и при изучении предыдущих тем.

Дети учатся писать скрипичный ключ, разделять нотный стан тактовыми чертами на равные отрезки. После объяснения, что такое такт, можно дать учащимся любой небольшой нотный текст, чтобы они сосчитали, сколько в нем тактов. Это закрепляет знания о такте и тактовой черте.

Козлов, Б.В. Изучение музыкальной грамоты
 на уроках музыки во вспомогательной школе //
 Б.В. Козлов. - Дефектология, №4, 1994



Категория: Методики обучения детей с ОПФР | Добавил: Melanna | Теги: урок, музыкальная грамота, уроки музыки, изучение музыкальной грамоты, вспомогательная школа, музыка
Просмотров: 11792 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0| Источник материала:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[07.05.2017]
Педагогическое сопровождение межличностных отношений учащихся младших классов (инклюзивное образование)
[02.09.2016]
Организация коррекционных занятий по коррекции устной речи во 2 классе для детей с ТНР (планирование, конспекты)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по коррекции нарушений устной речи (2кл.пр-ма для детей с ТНР)
[02.09.2016]
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по логоритмике (1-2 кл., пр-ма для детей с тяжелыми нарушения речи)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи

[19.05.2017]
Как готовить ребенка к ходьбе

[19.05.2017]
Как формировать у ребенка умение поворачиваться со спины на бок и на живот
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz