Формирование знаний о частях лица у детей с легкой формой интеллектуальной недостаточности
С.Н.Кузнецова, О.В.Михневич, учителя-дефектологи Дэфекталогiя 2003 №1 с.41-62
Известно, что социализация, с одной стороны, является процессом, а с другой — результатом усвоения и активного воспроизводства социального опыта и различных видах деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский и др.). В традиционной дошкольной педагогике идея подготовки к школе уступила место идее личностно ориентированного педагогического процесса с призна¬нием самоценности детства. Согласно определению, при¬мятому ЮНЕСКО в 1997г., под дошкольным образованием понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое и психическое развитие ребенка исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, а также готовность перехода на последующую ступень образовательной системы — в школу. В связи с ориентацией образовательного процесса на личность ребенка, воспитание и обучение детей дошкольного возраста осуществляется по следующим принципам: > ориентация на способности и возможности личности; > формирование знаний и навыков не как цель, а как средство развития личности; > учет потребностей ребенка, его чувств и эмоций; > полноправное партнерство в условиях сотрудничества — "не рядом и не над, а вместе"; > "обратная связь" в процессе сотрудничества. Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка; учит его быть внимательным к тому, что его окружает, — смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать; обеспечивает умственное развитие ребенка. При ознакомлении с окружающим детей с наруше-ниями интеллекта особое внимание уделяется формированию у них представлений о себе. С этой целью в разделе коррекционно-образовательной программы "Ознакомление с окружающим" выделен подраздел "Сведения о человеке". В данный подраздел, мы считаем, необходимо включить тему "Части лица", содержащую жизненно необходимые для детей сведения. Учитывая недостаточную разработанность этого материала в методической литературе, хотели бы предложить свою систему занятий в этой области. В основу коррекционно-развивающей работы с детьми был положен личностно ориентированный подход и идеи А.Н.Леонтьева о том, что любой ребенок развивается в общении, деятельности и развивается поступательно. Изучение материала организуется в 3 этапа, предложенных в методике ознакомления с окружающим миром детей с умственной отсталостью (Е.М.Калинина, 1989). Первый этап — это этап первичного восприятия. На данном этапе следует установить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, вызвать заинтересован-ность ребенка, т.е. привлечь внимание к изучаемой части лица, обеспечить формирование четких конкретных представлений. На втором этапе идет обобщение знаний и умений. Знания детей формируются на уровне общих представлений о лице и его основных частях, их назначении. На третьем этапе целесообразно закрепление и применение усвоенных зна¬ний в игровых упражнениях и различных видах деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании. Обеспечивается также перенос уже имеющихся знаний в различные жизненные ситуации. Например, ребенок должен уметь показывать части лица не только у себя, но и у других людей, а также у игрушек, на картинках и на фотографиях.
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|