Формирование временных представлений у обучающихся по программе вспомогательной школы Развитие временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) имеет огромное жизненно-практическое и коррекционно-воспитательное значение. Временные представления у этих детей формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся детей.
Так, первоклассники с интеллектуальной недостаточностью не ориентируются в по-следовательности дней недели, не владеют элементарной временной терминологией. У учащихся младших классов отсутствуют знания о единицах времени. Они не имеют четких представлений о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Учащиеся с трудом усваивают единичное соотношение мер времени, плохо ориентируются в отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. При формировании временных представлений необходимо помнить следующее: 1. Основу временных представлений создают наблюдения, жизненный опыт. 2. Каждое явление, событие следует связывать со временем, в котором оно протекает. 3. Изучению единиц измерения времени и их соотношения предшествуют игры и игровые ситуации. В практических ситуациях учащиеся получают возможность ощутить продолжительность временных отрезков, их конкретное содержание в различных условиях (что можно сделать за тот или иной отрезок времени). Формирование временных представлений про-исходит в процессе изучения таких учебных предметов, как белорусский язык, физкультура, история, трудовое обучение и, конечно, математика. Работа по развитию временных представлений осуществляется систематически, независимо от темы урока (5 –10 минут не реже 2-3 раз в неделю). Содержание работы по формированию временных представлений у учащихся вспомогательной школы мы находим в программе по математике. Речевой материал для формирования временных представлений
Полный вариант статьи смотрите в прилагаемом файле
|