Игры для развития взаимодействия с аутичным ребенком
1. Нарисуй свое настроение
Ребенку предлагается нарисовать свое настроение. Для этого используется гуашь в баночках. На листе бумаги пальцами ребенок изображает, как он себя чувствует. При этом рисунок может быть бессюжетным, абстрактным. Основная задача — выразить в рисунке свое эмоциональное состояние.
2. Рисуем вместе
Совместно с малышом взрослый рисует «дождик», «солнышко», «зайчика». Нарисованный предмет обыгрывается: ребенку предлагается «пойти на прогулку», «встретить» этого зайчика или разных людей, игрушечных персонажей, «поговорить с ними». Рисунки, игрушки используются для вовлечения ребенка в кон¬такт. Занятия по такой схеме проводятся несколько раз в день.
3. Мыльные пузыри
Взрослый ставит на стол баночку с мыльной пеной, проверив, чтобы крышка с кольцом для пузырей не была сильно
прижата, и привлекает внимание ребенка. Показывает ему, как открыть и снять крышку, удерживая при этом баночку, чтобы не уронить на стол или на пол. Подняв крышку с кольцом вверх, машет ею, чтобы появились мыльные пузыри, вновь окунает кольцо в банку и слегка заворачивает крышку. Берет руку малыша, помогает ему опять отвинтить крышку, вертит кольцо его же рукой, чтобы появились пузыри. Через несколько секунд закрывает крышку детской рукой, оставляет баночку на столе, а ребенку дается сигнал открыть ее самостоятельно. Затем необходимо показать ребенку предполагаемые движения и, если нужно, направить его руку в соответствующее положение. Взрослый продолжает выполнять необходимые движения тогда, когда малыш смотрит на него. Эти действия повторяются до тех пор, пока ребенок не откроет крышку без помощи взрослого.
4. Поздоровайся с Зайчиком
За спинки стульев прикрепляются две ленты так, чтобы они образовали небольшой проход (дорожку). Дорожка может быть выложена с помощью клеенки. В конце дорожки ставится детский стульчик, на котором располагают игрушечного зайца (мишку). Малышу предлагается пойти по этой дорожки в гости к Зайке. Подходя к игрушке, ребенок здоровается с ней (можно за лапку), уходя — прощается, машет рукой. При этом взрослый эмоционально комментирует все выполняемые ребенком действия и следит за сохранением им правильного направления движения.
5. Найди игрушку
Показать ребенку игрушку и дать ему с ней немного поиграть. Взять игрушку у ребенка и положить перед ним на стол, чтобы он это видел. Затем быстро накрыть игрушку салфеткой. Помочь ребенку стянуть салфетку его рукой. Воскликнуть: «О-о-о!» Взрослый делает вид, что очень удивлен, увидев игрушку, чтобы пробудить интерес у ребенка. По мер того, как ребенок осваивает игру и начинает сам с интересом стягивать салфетку, ему помогают все меньше и меньше.
6. Покатай Зайку
Показать ребенку игрушку «Заяц-барабанщик» (или другую звучащую) словами «Смотри, Саша!» привлечь его внимание, показать, как взрослый тянет за веревочку и приводит в движение игрушку. Когда заяц стучит по тарелочка и появляется звук, дать малышу в рук веревочку, зажать ее в его руке и, крепко удерживая, потянуть. Похвалить его После нескольких таких упражнений побудить ребенка тянуть за веревочку самостоятельно, указав ему на веревочку изображая, как взрослый тянет ее. Если малыш не справляется, взрослый помогает ему. Добиваются того, чтобы он тянул веревочку без помощи.
|