Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 13.06.2021, 14:56 |

Мельников+ Дефектология для Вас

Войти
Меню сайта
Наш опрос
Пользовались бы вы программой по ведению планов занятий в электронном виде
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Оплаченые ссылки

Голливудский МАНИКЮР MINX
Голливудский МАНИКЮР MINX

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям » Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями

Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка
 Игрушка и ее роль в воспитании слепого ребенка
С первого месяца жизни дети сталкиваются с игрушкой, которая становится их неизменной спутницей на долгие годы Посредством игрушки ребенок лучше узнает окружающие предметы, знакомится с их назначением, принципом действия Игрушка способствует развитию и реализации потребности ребенка в общении.

Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на одну из сторон развития ребенка: на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д. В соответствии с тем, развитию каких функции ребенка способствуют игрушки, их педагогическим назначением, они подразделяются, согласно принятой педагогической классификации Е. А. Флериной, на виды: моторно-спортивные и тренировочные, сюжетно-образные, технические, музыкальные, театральные игрушки, веселые игры-забавы и настольные игры с дидактическими задачами и правилами.

Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки (бирюльки, мозаика и т. д.), способствующие развитию мелкой моторики.
Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение -способствовать развитию сюжетной игры ребенка.

Технические игрушки с механическим управлением: экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки призваны демонстрировать физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка, играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею.

К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования — строительные наборы, конструкторы и т. д.

Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка.

Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей.

Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение.

Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета.

Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Для детей каждого возрастного периода должен подбираться определенный комплект игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.

В исследованиях многих ученых игрушка рассматривается в контексте развивающейся деятельности ребенка. Прежде всего изучалось влияние игрушек на развитие ведущей деятельности ребенка определенного возраста, а также формирующейся внутри нее деятельности, которая станет ведущей на следующем этапе его развития Например, разрабатывая игрушки для детей преддошкольного возраста, в первую очередь, учитывают особенности развития предметной деятельности, ведущей в этом возрасте, а также зарождающейся в ней игровой деятельности, которая будет ведущей в дошкольном возрасте Исходя из этого и программируется игрушка: ее содержание, дидактические возможности, форма, величина, материал и художественное оформление.

На основе сочетания возрастного и деятельного принципов разработана педагогическая классификация игрушек, в которой учитывается не только тема игрушек, но и их свойства (материал, величина, функциональность, художественно-образное решение).

Согласно этой классификации игрушки делятся по материалу (тканевые, деревянные, резиновые,    пластмассовые,    бумажные); степени готовности (готовые, сборно-разборные, полуфабрикаты и материалы); величине (мелкие, соразмерные и крупно-габаритные); функциональности игрушки с устройствами, создающими эффект света, звука, действия и т. д., с подвижными частями (куклы, машины и т. д.), с атрибутами (съемная одежда, сменные части и т. д . ) . Игрушки могут быть комплексными, представляющими собой наборы на определенную тему для игры одного ребенка или группы детей. По художественно-образному решению игрушки могут быть с изобразительным и неизобразительным образом. Индивидуальный образ имеют игрушки, передающие различные особенности персонажа, его характер.

Неизобразительный художественный образ игрушки может быть функциональным и конструктивным. К игрушкам с функциональным образом относятся, например, погремушки, а с конструктивным - строительные наборы, универсальные конструкторы и т. д.

Предложенная классификация помогает подобрать для детей каждого возрастного периода определенный набор игрушек, обеспечивающий всестороннее развитие ребенка.

Так, для детей всех возрастных групп необходимы дидактические и музыкальные игрушки. В младенческом возрасте дети играют игрушками-забавами, сюжетно-образными и моторно-спортивными игрушками. Возраст от полутора до двух лет характерезуется сюжетно-отобразительной игровой деятельностью, в процессе которой ребенок воспроизводит действия, наблюдаемые им в реальной жизни. Среди его игрушек появляются первые технические, празднично-карнавальные игрушки. И, наконец, в два-три года, с появлением сюжетно-ролевой игры, дети начинают играть с театральными игрушками.

При подборе игрушек необходимо соблюдать возрастной и деятельный принципы, а также учитывать величину игрушек. Мелкие игрушки нужны детям в любом возрасте. В начале это погремушки, шарики, колечки, затем фигурки, машинки и т. д. Основное значение для детей второго года жизни, активно осваивающих пространство, приобретают соразмерные игрушки. Крупногабаритные игрушки, важные для общего физического развития ребенка, могут быть включены в его игру только к концу третьего года жизни с появлением сюжетно-ролевой игры. Дети старшего дошкольного возраста любят играть как с маленькими, так и с большими игрушками. Также подбираются игрушки и по другим параметрам (художественно-образному решению, функциональности, материалу, степени готовности).

Психическое развитие слепого ребенка имеет свои специфические особенности. Поэтому не всегда в его воспитании могут использоваться игрушки, предназначенные для зрячих детей. В то же время дети, лишенные зрения, развиваются по тем же основным законам, что и зрячие. Для их полной развития также необходимо возникновение и развитие игровой деятельности.

Отсутствие зрения прежде всего отрицательно сказывается на развитии движений ребенка и его ориентировки в пространстве, на формировании предметных действий, развитии тактильного восприятия и создании адекватных представлений об окружающем мире.

В младенческом возрасте у слепого ребенка позже развиваются хватательные движения, он позже начинает самостоятельно садиться, ходить.

До четырех месяцем отставание в поведении слепого ребенка по сравнению со зрячим явно не проявляется. Именно с этого возраста ведущее значение в развитии движений ребенка приобретает зрение, движения его рук начинают четко регулироваться деятельностью зрительного анализатора. До этого времени, в возрасте двух-трех месяцев, возникают первые ощупывающие движения рук ребенка. Впервые они возникают, когда руки ребенка случайно касаются предмета или собственного тела, и часто протекают вне зрительной регуляции. С третьего месяца жизни ребенок начинает активно ощупывать к захватывать попадающиеся под руку предметы. Эти движения рук образуются на основе установления связей между тактильным и кинестетическим (двигательным) анализатором.

В конце второго — начале третьего месяца впервые образуется «связь между кинестетическим и зрительным анализатором: ребенок придает руке такое положение, чтобы ее можно было фиксировать взором».

Целенаправленные хватательные движения зрячего ребенка начинают формироваться на пятом-шестом месяце жизни и с самого начала осуществляются под контролем зрения. Так, у четырехмесячных нормально видящих детей при действии с предметами, в том числе с игрушками, преобладают ориентировочные реакции зрительного типа, направленные в основном на руку, удерживающую предмет, на сочленение руки и предмета. У десятимесячного зрячего ребенка наблюдается активное зрительное и тактильное обследование всех деталей предмета, выраженное в его ощупывании, поглаживании при участии всех пальцев руки.

У ребенка, лишенного возможности контролировать свои движения с помощью зрения, затягивается процесс формирования хватательных движений, а также тактильного обследования предметов и манипуляций с ними. В то время, как зрячий ребенок уже в три-четыре месяца начинаем обращать внимание на свои руки, играет с ними, слепой малыш и в семь-восемь месяцев не обращает внимания на свои руки.

Ограничение информации, поступающей к слепому ребенку из окружающего мира и отсутствие возможности контролировать и планировать свои движения с помощью зрения приводят не только к более позднему развитию моторики и тактильного восприятия, но и к объединению предметных действий. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии игровой деятельности слепого ребенка. Игра слепых детей дошкольного возраста, не имеющих жизненного опыта зрячих детей и достаточно широкого контакта со сверстниками, беднее по содержанию и малочисленна предметными действиями.

Без специального обучения игре слепой ребенок останавливается на стадии манипулятивных действий с игрушкой, часто принимающих стереотипный характер. В то же время упорная, целенаправленная работа по развитию игровой деятельности слепых дошкольников может привести к появлению у них ролевых коллективных игр.
Немаловажная роль в этой работе принадлежит игрушке, которая признана стимулировать развитие игровой деятельности слепого ребенка, способствовать формированию его чувственного опыта.

Для слепого ребенка игрушка является не вспомогательным, как для зрячего, а основным и даже единственным (в совокупности со словесным описанием) средством познания того или иного предмета.

С помощью игрушки он знакомится с назначением и способами употребления предметов, действия с которыми ему недоступны. Игрушка способствует развитию предметных действий слепого ребенка, формированию его игровой деятельности. Специально подобранные игрушки влияют на развитие ориентировки в пространстве, способствуют овладению адекватными, способами познания окружающих предметов и явлений, повышению познавательной активности и развитию мышления ребенка, Игрушки, обладающие определенными свойствами, активизируют, тактильное обследование развивают слух и остаточное зрение ребенка.

Игровые ситуации, созданные взрослым, способствуют развитию отношений незрячего ребенка со сверстниками, расширяют его информацию об окружающем мире. Так, например, зрячий ребенок узнает о деятельности водителя автомобиля из различных источников: из рассказов взрослых, иллюстраций книг, из собственных наблюдений. Слепой ребенок может получить ту же информацию лишь из рассказов взрослых и из организованной взрослыми игры с транспортными игрушками.

Таким образом, игрушка — действенное средство в коррекции недостатков развития. Игровая деятельность способствует исчезновению навязчивых движений у слепого ребенка.

Как уже отмечалось, игрушка для слепого ребенка является одним из средств познания окружающего мира. Поэтому для того, чтобы избежать создания у него искаженного представления о том или ином предмете, игрушка должна отражать реальную форму и пропорции этого предмета, его типичные признаки. Существенные детали игрушки должны быть хорошо осязаемы. Однако игрушка для слепого ребенка — это не модель того или иного предмета, не его уменьшенная копия.

Для слепого ребенка большое значение имеет величина игрушки. Слишком большие и маленькие игрушки не соответствуют его осязательным способностям. Слепым детям, у которых еще недостаточно сформированы осязательные приемы обследования предметов, трудно создать целостный образ большой игрушки (30—50 см) и выделить детали маленькой (2 — 7 см). Поэтому оптимальны для них игрушки средней величины (9—30 см).

Желательно, чтобы материал, из которого изготавливаются игрушки, по своим осязательным свойствам был сходен с материалом натуральных предметов и, в то же время, приятен для осязания. Следует учитывать, что слепой ребенок чаще, чем зрячий, бросает игрушку, нажимает на нее. По возможности игрушка должна быть разборной с подвижными деталями и частями. Такая игрушки представляет для ребенка игровую ценность, вызывает интерес. Учитывая, что у некоторых слепых детей есть цветоразличение, игрушки должны быть ярко окрашены.

Слепые дети, манипулируя с игрушкой или обследуя ее, часто берут ее в рот. Поэтому игрушка должна хорошо мыться.

Развитие слуха занимает большое место в воспитании слепого ребенка. Поэтому для его игры предпочтительнее игрушки со звуковыми эффектами.

Слепые дети дошкольного возраста отличаются друг от друга по умственному развитию, умению ориентироваться в пространстве, развитию игровой деятельности. Развитие одного слепого ребенка по отдельным параметрам может приближаться к развитию зрячего ребенка, в то время как у другого его сверстника наблюдается значительное отставание по тем же параметрам развития (отсутствие игровой деятельности с игрушками, отставание в развитии фразовой речи, слабое развитие моторики и т. д.). Поэтому к игрушкам, предназначенным для слепых детей каждой возрастной группы, должны предъявляться особые требования.


Материал подготовлен
тифлопедагогом Бержанской Е.А.
Категория: Работа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями | Добавил: Melanna (31.10.2010)
Просмотров: 7646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Мини-чат
200
Фотоальбом
Новости
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[10.03.2018]
Памятка по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного возраста
[12.01.2018]
КТП по предмету "Трудовое обучение" (9кл, п-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)
[11.01.2018]
КТП учителя-дефектолога по предмету "Литературное чтение" (9кл, пр-ма вспомогательной школы, интегрированное обучение)

[14.01.2018]
Камнетерапия: Лечебные свойства камней

[07.08.2017]
Игры, упражнения для детей раннего возраста (рекомендации родителям и воспитателям)

[21.05.2017]
Как учить ребенка снимать носки

[20.05.2017]
Как начинать готовить ребенка к самостоятельному приему пищи
Последние темы форума
[11.10.2016]
[09.04.2016]
[13.02.2016]
[13.02.2016]
[25.08.2015]

Copyright MyCorp © 2021
Создать бесплатный сайт с uCoz